Жизнь в «Копейке»
В отличии от «Москвы», где Сорокин, незримо как тень отца Гамлета, присутствовал в каждой фразе, в каждом эпизоде картины, «Копейка» совсем другая. И о другом. Хотя по форме эти два фильма можно объединить, в модный нынче «безжанровый» формат. Детище его создателей это не стилизация жизни, а жизнь сама по себе. Об этом говорит и название. Мечта миллионов, самая популярная машина 20 века в России, (исходя из множества различных опубликованных рейтингов), неказистая (ломается частенько) и гениальная (почему-то именно в ней в голову приходят разные откровения), «Копейка» была, (да что была — для многих остаётся) таким же символом эпохи, как водка по 4.12 или Генсек со вставной челюстью. Но челюсти съедаются, водка дорожает, а «Копейка» остаётся всё той же неразменной валютой качества и цены жизни, что и 20, и 30 лет назад. Такую и Высоцкому можно подарить, и на паршивый видеомагнитофон променять. В ней нежно любят и жестоко убивают.
История «Копейки», самой первой модели ВАЗ-2101 начинается 30 лет назад. За прошедшие годы она успела попутешествовать от члена политбюро к проститутке, от черноморского «каталы» к честному КГБшнику, от одного убитого «нового русского» к другому, который тоже вскоре погибает. «Копейку» носит со своими хозяевами по всему Союзу. Она становится свидетелем и «соучастником» великих открытий (физик из Новосибирска благодаря заглохшему мотору совершает открытие и получает Госпремию) и падений (в ней проститутка «обслуживает» своих клиентов). В ней живут страхи и комплексы советских людей, просыпающихся утром в холодном поту и решающих внезапно продать машину. Машина говорит с ними на своём языке, больше смахивающем на параною для её «собеседников». В общем, машина с характером.
В фильме все 64 главных роли сыграли всего 8 человек. Главная, единственная сквозная роль, досталась певцу, а с недавних пор ещё и актёру Сергею Мазаеву, великолепно сыгравшему трудягу-механика с «золотыми руками», который раз за разом реанимировал покорёженную машину и отдавал её в руки очередного хозяина. Его герой мастер Бубука за свои труды тоже получает подарок. Эксцентричный художник дарит ему автомобиль. Очень кстати. Ведь кроме «золотых рук» у мастера нет ничего, даже собственной комнаты. Вот и жил он в «Копейке». Только вот недолго. Не понравилось простому русскому мужику, как с ним «братки» обращаются, да он взял и утопил их, чтоб нервы не трепали. Арестовали, посадили...
Мозаичность сюжета, хорошая игра актёров с дедом «Мазаем» во главе предопределили успех картины у зрителей. Настоящим открытием фильма стала Ольга Дыховичная, дебютантка кинематографа и жена режиссёра, тоже вместе с Сорокиным мелькнувшего в одном из эпизодов. В остальных ролях были заняты: Сергей Шнуров, Андрей Краско, Юрий Цурило...
Каждая новая сюжетная линия начиналась со слов: «В своей жизни он/она любил две вещи». И далее шли жизненные приоритеты: «Любовь-электричество, физика- диссиденты, или «Звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Тандем Сорокин-Дыховичный просто и внятно рассказал свою историю, а какие же «две вещи» лучше — рассказать не потрудились, чем некоторых зрителей обидели. Они сетовали на то, что в кино не увидели искусства, стремлений и идеалов, а увидели лишь саму жизнь. Фильм не оставил после себя никаких вопросов, и не дал по сути никаких ответов. Се ля ви, в общем.