Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Журналисты нужны?

21 сентября, 00:00

В Украине катастрофически не хватает специалистов по медиабизнесу, т.е. людей, которые бы владели секретами выживания и успешного функционирования медиа. Таким был один из выводов пятничного заседания медиаклуба Центра медиареформ, посвященного проблемам подготовки специалистов в этой сфере.

По мнению участников заседания, следует четко различать понятие «журналист» и «медиаспециалист». Под последним имеется в виду тот, кто не только умеет работать с информацией, но и налаживать деловые контакты, ориентироваться в изменениях на медиаринке и умело приспосабливаться к ним. Так как эта профессия появилась на рынке труда стихийно, оптимальная система подготовки таких кадров в Украине пока что отсутствует. Да и с практической журналистикой журналистское образование, как указывалось, почти не пересекается.

Практической журналистике по большей части учат только в редакциях СМИ. Как отметил преподаватель Могилянской школы журналистики Евгений Федченко, в украинских масс- медиа работают преимущественно те, кто не имеет профессионального образования. По мнению многих участников «круглого стола», массовая незаинтересованность в журналистском образовании вызвана преподаванием по анахроническим учебным планам. В большинство из них не входят новые, «продвинутые» предметы: инвестиционный менеджмент, бизнес-планирование и стратегия, менеджмент персонала, рекламный менеджмент, маркетинг и т. п.

Зато преподаватели учебных заведений убеждены, что огрехи в учебном процессе связаны с отсутствием конкретного заказа на те или иные журналистские специализации. Руководитель Могилянской школы журналистики, директор Центра медиареформ профессор Сергей Квит подчеркивает, что редакции не сообщают вузам о своих кадровых потребностях. «Если бы вузами были представлены заказы», — говорит господин Квит, — «наше медиа-образование сформировалось бы уже давно». Президент Академии украинской прессы, доктор филологических наук, профессор Валерий Иванов высказал догадку о том, что со всех украинских факультетов журналистики ныне, как и в советские времена, в профессию идет только 30% всех выпускников. Это вызывает предположение, что и спроса на них на самом деле нет. Ведь многие редакции сами воспитывают себе смену, которая в профессиональном плане была бы автоматически настроена на конкретную редакционную политику того или иного СМИ. А ни один из вузов в государстве пока что не имеет возможности воспитать профессионала, который был бы ориентирован на конкретную специализацию. Вузы чаще продуцируют людей с общими академическими знаниями, которые, однако, не имеют практических навыков. Также Сергей Квит прибавил, что система журналистского образования, по сравнению с другими — специфическая. «Если биолога надо воспитывать только в стенах университета, то журналисту стоит сочетать учебу с практической деятельностью», — говорит господин Квит. А вот вокруг того, где стоит учиться медиаспециалистам, велись горячие споры. Обучение в вузе является классической и наиболее популярной ныне формой получения журналистского образования. Однако все большее распространение приобретают и альтернативные формы, например, краткосрочные курсы. Евгений Федченко вспомнил выражение одного из своих американских коллег о том, что журналистика — это ремесло, которым овладевают за три дня и оставляют, как только находят лучшую работу. Однако настоящие медиа-профи опровергли это мнение — мол, попробовав журналистику, оставить ее уже невозможно.

Обсуждая вопрос подготовки медиа-специалостов, участники заседания традиционно обратились и к опыту британских коллег. Сергей Квит считает, что различие между двумя системами образования в том, что «мы передаем знание, а они передают компетенции, т.е. умение». Ввиду того, что обе — украинская и британская — системы образования неидеальны, сочетание знаний и умений стало бы наиболее удачным вариантом обучения.

Подытожил дискуссию директор центра «Издатель&редактор», медиаконсультант Михаил Вейсберг, высказав мысль, что в будущем специализированные учебные заведения должны воспитывать универсальных, мультимедийных и мобильных специалистов, которые были бы способны сегодня писать для газет, завтра готовить сюжеты для ТВ, а послезавтра вести радиопрограммы. И все это они бы делали одинаково профессионально...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать