Перейти к основному содержанию

Днепр опять забирает землю

Если власть не примет срочные меры, 660 гектаров украинской территории на Черниговщине могут отойти к Республике Беларусь, - эксперт
08 января, 19:19
Защита, которая удерживает берег от размывания

Днепр может забрать у украинцев землю в недалекой ретроспективе, ведь граница Украины и Беларуси проходить по его фарватеру. Возле поселка Любеч, расположенного в Репкинском районе Черниговской области, река интенсивно меняет русло. Согласно данным мониторинга, проведенного отечественными научными работниками, начиная с 1971 года, средний размыв левого берега Днепра составил около 110 метров, на отдельных участках эта цифра доходит до 150 метров. Напомним, «День» раньше писал об этой проблеме (см. № 140 от 12 августа 2009 года).

С 2009 года украинская власть начала проводить работы по берегоукреплению. На начало 2009 года в результате размыва левого берега Днепр соединился с озером Симполь. В результате разрушительного действия мощных потоков воды перемычку между Днепром и озером Симполь со временем вообще размыло, что в свою очередь повлекло значительную замывку озера почвой, транспортируемой водами реки. Следовательно всего за несколько лет глубина озера с восьми-десяти метров уменьшилась к двум-четырем метрам. Учитывая это, в 2009 году по заказу Деснянского бассейнового управления водных ресурсов был разработан рабочий проект укрепления левого берега Днепра. Водники взялись за первую очередь строительства крепления.

По словам заместителя начальника Деснянского бассейнового управления водных ресурсов Вадима Потапенко, Днепр менял русло ближе к селу Кукары. Именно там водники и решили построить первую очередь берегоукрепления.

«Берег укрепляли шпорами из камней, - говорит Вадим Потапенко. – Чтобы предотвратить размыв, с помощью железобетонных балок и камней мы укрепили и межшпорное пространство. В этих работах мы применили комбинированное крепление – на следующий год после строительства между балками посадили ивы, чтобы их корни тоже держали берег. Снизу лежит геотекстиль. Это своего рода искусственный фильтр, чтобы не было промоин и берегоукрепление не проседало - продолжает специалист. – Работы по перекрытию промоины были выполнены в полном объеме и угрозу отхода земель на том этапе мы ликвидировали. В целом протяжность укрепленной береговой линии составила 486 метров».

По словам заместителя начальника Деснянского БУВР, для последующего проведения работ была запроектирована вторая очередь строительства. В соответствии с проектом, длина крепления берега составила 641 метр, а стоимость строительства – 15,5 млн гривен.

«Строительство второй очереди укрепления мы начали в 2011 году, - уточняет Вадим Потапенко. – Успели насыпать шпоры и закрепить половину межшпорного пространства. Фактическая стоимость выполненных работ составила 10 млн гривен. Остаток стоимости в ценах 2010 года составил пять миллионов гривен».

В следующем году финансирования на достройку второй очереди берегоукрепления вообще не было. Как следствие, между шпорами вода начала вымывать песок и опять забирать украинский берег. Удерживают от полного разрушения берега камни. За два года река забрала от двух до четырех метров берега.

«Днепр продолжает забирать нашу территорию, - говорит поселковый председатель Любеча Сергей Зарецкий. – Летом у берега стоял старый автобус, он оказался под водой. Наши ребята ныряли с аквалангом и видели его на дне Днепра. Спасибо Богу, что камни никто не растаскивает. Если бы не камни, страшно даже представить, где было бы русло Днепра».

По словам Сергея Зарецкого, потребность в достройке укреплений стоит остро. «Днепр возле Любеча очень бурный, - продолжает председатель поселка. – Если не закончить начатое, то со временем вода отрежет село Кукары, мы потеряем огромную часть своей территории и пойменные озера – Симполь, Святое и Кукарское»

По словам Сергея Зарецкого, часть береговой полосы уже отошла к Беларуси, а посреди Днепра образовался остров. Пока еще он принадлежит Украине. Будет ли он и в дальнейшем нашей территорией, зависит от финансирования, которое власть должна предоставить для достройки второй и третьей очередей берегоукрепления.

«Проект у нас есть, но смета разработана еще в 2011 году, сегодня цены изменились, поэтому стоимость его реализации вырастет, - говорит заместитель начальника Деснянского БУВР Вадим Потапенко. – На то время, чтобы завершить вторую очередь, нужно было около шести миллионов гривен. Длина третьей очереди составляет 700 метров, ориентировочная стоимость работ – 20 млн гривен».

По словам Вадима Потапенко, для их управления укрепление левого берега Днепра в районе поселка Любеч – один из первоочередных объектов. Несмотря на опасность изменения русла и, как следствие, потери 660 гектаров украинской территории, объект до сих пор не включили в общегосударственную программу.

«Государство имеет более важные для него объекты – такие как Закарпатье или Прикарпатье, на нас не хватает финансирования, - говорит специалист. – Но нам от этого не легче, у нас здесь свое Прикарпатье».

Проблема затопления территорий большими водными артериями на Черниговщине неодиночная. Так, в результате интенсивного размыва левого берега Десны около села Великое Устье Сосницкого района Черниговской области образовалась реальная угроза изменения русла реки, что, в свою очередь, может привести к подмыванию опор и разрушению автомобильного моста на автодороге «Сосница – Шаповаловка» и повреждению телефонных кабелей междугородной связи.

Пока государство ищет средства, чтобы спасти украинскую территорию от разрушительной силы речной воды, вода промывает неукрепленный берег. Еще несколько лет и построенные шпоры на Днепре станут каменными островками посреди реки. Следовательно, все потраченные до того средства и усилия в прямом понимании пойдут под воду.

Виталий НАЗАРЕНКО, "День", Чернигов, фото автора

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать