Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Прагматичные подходы к стратегическим решениям

Заметки со встречи в Институте общественно-экономических исследований
20 июля, 17:54
ТРАДИЦИОННОЕ СЕЛФИ ПОСЛЕ «ЛИКБЕЗА» ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, КОТОРЫЙ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ЖУРНАЛИСТИКИ ГАЗЕТЫ «День» ПРОВЕЛИ ВЕДУЩИЕ ЭКСПЕРТЫ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Институт общественно-экономических исследований — это общественная организация, основанная полтора года тому назад. В нем работают 15 экспертов. Все публичные. Интересно, что все эти люди в прошлом занимали достаточно высокие должности.

Председатель правления Института общественно-экономических исследований Юрий Мироненко рассказывает, что члены организации выделили для себя четыре основных направления деятельности, а именно разобраться в том, как функционирует государство, как создавать новые проекты, которые могут помочь стране, а также как научиться эффективно работать в группе и общаться из СМИ.

Эксперты проанализировали уже 920 законопроектов, и цифра увеличивается ежедневно. С заключениями можно ознакомиться на сайте организации(ises.org.ua), или же на странице в Facebook (Facebook.com/ises.org.ua).

За несколько часов встречи с участниками Летней школы журналистики, эксперты успели разобрать немало важных вопросов: проблемы украинского рынка, деятельность центра занятости и перекосы в социальной политики.

7% РОСТА ВВП НА ПРОТЯЖЕНИИ 10 ЛЕТ — РЕАЛЬНОСТЬ

Эксперт по вопросам макроэкономической политики Кристина Аврамченко сообщила, что в Институте посчитали: Украине для того, чтобы достичь экономического уровня Польши нужно, чтобы наше ВВП каждый год вырастало на 7%, и так на протяжении десяти лет. Учитывая, что сегодня наше ВВП растет на 5% ежегодно, а в будущем прогнозируется спад до 3%, то ситуация, как вы понимаете, нелегкая.

КРИСТИНА АВРАМЧЕНКО «НА ПАЛЬЦАХ» ОБЪЯСНЯЕТ, КАК УКРАИНЕ ДОСТИЧЬ «ХОТЯ БЫ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОЛЬШИ»

Азиатским странам, замечает эксперт, удалось выбраться из подобной ситуации с помощью экспорта национальных товаров. Экспорт сырья (в случае Украины зерна или металла) приносит намного меньше доходов, чем, например, продажа украинских караваев за рубежом. Следовательно, нам нужно научиться перерабатывать сырье внутри страны, и экспортировать уже готовую продукцию. Нужно использовать прагматичные подходы для решения стратегических решений, говорит эксперт.

Аврамченко показала схему, согласно которой, по мнению экспертов института, было бы правильно развивать украинскую промышленность. Следовательно, представьте систему координат с двумя осями, в ней — четыре сектора, где размещены все отрасли экономики. В левом нижнем секторе размещены проблемные отрасли. Те, от которых нужно отказаться или же попробовать модернизировать. К ним принадлежит, например, угольная промышленность, или  производство мебели. Однако ситуация не является катастрофической, если взять ориентацию на экспорт, то можно перевести ту же мебель в следующий сектор под названием потенциальные лидеры. До этого принадлежат модернизируемые отрасли из первого сектора, или же отрасли, которых пока еще не существует. Например, стартапы. Отсюда отрасли могут перейти в сектор стратегических лидеров. Если развивать эту сферу, то уже вскоре можно получить высокие прибыли. Сюда причисляют IТ и аэрокосмос. Конечная цель каждой отрасли — оказаться в последнем секторе текущих лидеров. Тех, которые приносят прибыли именно здесь и именно сейчас. На сегодня это сельское хозяйство и металлургия.

ПЕРЕФОРМАТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Зная, что в нашей стране есть 12 млн пенсионеров и 10,5 млн. людей, которые платят взносы в Пенсионный фонд, нетрудно догадаться, почему возникают трудности с выплатами пенсий. Эксперт по вопросам социальной политики Марьяна Онуфрик объясняет, что у нас солидарная  система выплат пенсий, согласно которой работающие обеспечивают пенсионеров. То есть, сможешь ли ты потом получать заслуженную финансовую помощь, зависит от платежеспособности будущих работающих. Специалист замечает, что  можно попробовать подойти к Пенсионной реформе по-другому. «За рубежом уже давно практикуют накопительную систему, она вообще не имеет привязки к Пенсионному фонду. То есть, если ты накопил достаточную сумму, ты можешь выходить на пенсию, или, если не хочешь — можешь накапливать и до 70. При накопительной системе есть стимул работать дольше, потому что это твои средства», — говорит она.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЮРИЙ МИРОНЕНКО УВЕРЕН, ЧТО ИНВЕСТИЦИИ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПРИОРИТЕТНЫМ ВОПРОСОМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

Проблема трудоустройства в Украине также является острой. Ее корни, а потому и пути решения эксперты Института предлагают искать в системе образования. «У нас министерство образования само себе составляет заказ. Во всех нормальных странах мира это должно делать министерство экономики, которое имеет план на 20 лет вперед», — объясняет Марьяна Онуфрик. Как следствие, иногда получается, что Государственный центр занятости, который бы должен был помочь человеку найти работу, часто готовит специалистов, которые через некоторое время опять станут невостребованными, и опять будут искать работу. Если принять во внимание, что в упомянутое учреждение также будут обращаться пенсионеры, которые после Пенсионной реформы угодят в промежуточную группу, которой каждый год  будут повышать пенсионный возраст на шесть месяцев, то видим, что на бюджет создается дополнительная нагрузка, и тут экономическая выгода сомнительна.

Дополнительные проблемы создают просчеты в определении льгот, путей их начисления и системе реестра людей, которые претендуют на них. На сегодня мы имеем 19 миллионов 168 тысяч льготников на 42 миллиона граждан. Это тревожная цифра, поскольку за ней стоит почти половина всего населения. Впрочем, как объясняет Марьяна Онуфрик, она может быть неточной. «Это количество льготников — еще не факт, их может быть больше. Потому что у нас нет единой централизованной базы данных. То есть у нас человек может в Винницкой области считаться льготником, а в Ивано-Франковской области быть внутренне перемещенным лицом, или быть в базе данных несколько раз, потому что он изменил фамилию. Эта система неудобна и не централизована», — замечает эксперт. Она утверждает, что так могут возникать «дыры» для отмывания средств.

«Недавно был скандал, связанный с проверкой данных. Было обнаружено, что по одному идентификационному коду может числиться 30 человек, или же за одним местожительством — 50. Причиной этого могли стать краденые паспорта», — рассказывает  Онуфрик. Упомянутые случаи начали выплывать наружу после того, как базу данных начали централизировать. Интересно, а сколько людей таким образом пользовалось льготами, которые им не положены?

Специалисты Института общественно-экономических исследований предлагают два простых решения, которые могут помочь: а) реальный реестр, централизованная база данных; б) почистить перечень льгот.

Также эксперты рассказали более детально об одном решении на перспективу — монетизацию льгот. Практику, которую активно используют в мире, и есть все шансы, что ее можно и применить к нашим условиям. «Есть так называемые меченые средства, которые ты не можешь использовать прямо, а только на определенную группу товаров. Например, для ухода за детьми или на пользование общественным транспортом. Тогда государство видит, кто и в чем реально нуждается, и за это платит. Это реальна адресная помощь», — объясняют специалисты.

Впрочем, достичь этого идеала крайне непросто. Возникает немало вопросов: как определять, что и кому самое необходимое, как насчитывать деньги, как проконтролировать их использование. В ответах на эти вопросы — перспективы будущего социального развития Украины.

В этом году Летняя школа журналистики газеты «День» проходит при поддержке Центра информации и документации НАТО.

 
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать