+16º С – холоднее в квартирах не будет...
«День» поговорил о приближающейся сложной зиме c ведущими экспертами в сфере энергоэффективностиНельзя сказать, что правительство нашей страны не готовится к зиме, которая впервые в истории независимой Украины обещает быть очень сложной для властей всех уровней и, похоже, довольно холодной для простых граждан. Изначальная причина понятна: Россия оставила Украину без газа, являвшегося долгое время самым удобным, экологичным и относительно недорогим видом топлива.
Было много разговоров о его замене европейским газом с помощью реверса. Увы, надежды на это оправдались далеко не полностью. В итоге возник серьезный дефицит максимально урезанного газового баланса страны (все регионы получили указание сократить потребление этого топлива на 30%). Но это, похоже, не спасает. В последней декаде июля о нехватке запасов газа заявил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан. По его словам, на весь осенне-зимний период есть только 6 миллиардов кубометров.
Наряду с повышением тарифов на тепло до уровня вероятной неплатежеспособности значительной части населения (для него предусмотрено нарастить дотации) правительство вынуждено снизить санитарные нормы. Если раньше комфортной температурой в квартире считалось +18 градусов по Цельсию, то теперь ртутный столбик разрешается опускать до +16. Возникло, мягко говоря, некоторое недовольство населения. Понятно, «неправомерное».
Заместитель директора департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры Киевской горадминистрации Владимир Баженов считает, что граждане просто заблуждаются: «Есть минимальная санитарная норма температуры, ниже которой делается перерасчет за недопоставленную качественно услугу. Она действовала в стране долгие годы +180. И поэтому, если у кого-то в квартире было +17, то жилищные органы, тепловырабатывающие предприятия должны были сделать перерасчет. Сейчас эта санитарная норма с 18 градусов уменьшена до +16. Но это совершенно не значит, что во всех без исключения квартирах Киева будет +16. Баженов убеждает, что это всего лишь основание, чтобы вести перерасчет, «если температура будет ниже +16». «Я четко знаю, что в первую очередь эта температура может касаться угловых квартир и, при верхней разводке, квартир нижних этажей. Все остальные при том лимите газа, который нам доводят, будут выше этой санитарной нормы», — обещает чиновник, четко понимая, что никакая ответственность за пустые обещания ему не грозит.
«День» поговорил о приближающейся сложной зиме c ведущими экспертами в сфере энергоэффективности и поставил каждому из них три вопроса:
♦ 1. Какие риски не уложиться в санитарные нормы существуют, по вашему мнению, для предприятий теплокоммунэнерго и других организаций, снабжающих население теплом?
♦ 2. Могут ли государство и теплоснабжающие организации до начала отопительного сезона предпринять какие-то меры, чтобы компенсировать недостаток газа?
♦ 3. Что могут сделать до начала зимы для своего спасения сами потенциальные «замерзающие», т. е. граждане Украины?
Иван ПЛАЧКОВ, глава наблюдательного совета «Киевэнерго», экс-министр энергетики, дважды экс-министр топлива и энергетики Украины:
1. Для них главный риск — это сокращение подачи газа. В балансе газа страны однозначно наметился серьезный дефицит. Продан объявил, что он составляет шесть миллиардов на сегодняшний день, а если не будет войны, тогда он будет еще больше. Негативом для этих предприятий является еще и низкое давление газа. И такого резервного топлива, как мазут, в Украине нет. Он на 25% дороже газа, и наши НПЗ его производят не очень много. К тому же они сейчас не работают.
2. Государство должно составить энергетический баланс Украины в разрезе областей, районов, городов и каждого населенного пункта, определить, какие и где у нас есть ресурсы — газ, уголь, мазут, различные виды биотоплива. Каждый сельский голова, каждый мэр должен общаться с людьми и рассказывать им о возможностях перехода на альтернативное топливо. Каждый город нужно рассматривать отдельно, потому что в зависимости от региона резервные виды топлива могут быть другими. То, что можно сделать, скажем, на юге Одесской области, нельзя реализовать, например, в Сумах. Но то, что должен быть энергетический баланс страны в разрезе каждого населенного пункта — это однозначно. Страну нужно мобилизовать не только в военной сфере, но и в энергетической. Где-то можно компенсировать недостаток газа углем, где-то электроэнергией. А сейчас, пока тепло, необходимо немедленно отключать везде все горячее водоснабжение. В это теплое время нужно максимально экономить все виды энергоресурсов. Кстати, сейчас из-за событий на востоке большая проблема и по углю. Шахты останавливаются и даже затапливаются, добыча угля падает. На электростанциях сейчас угля осталось на десять суток. Склады ежедневно пустеют. Так что экономить надо на всем, и эти визги недовольных тем, что в Киеве отключена горячая вода, — это все только от непонимания ситуации, в которой мы сейчас находимся.
3. Гражданам Украины в оставшееся до наступления холодов время нужно утеплить свои квартиры и дома. В газифицированных селах есть возможность перейти вместо газа на древесину и другие виды биотоплива. Здесь нужно чистить печи, ремонтировать их, устанавливать современные котлы, запасаться топливом. Государство в этом должно помогать. В городах я предвижу массовый переход на электробойлеры и электроотопление. Но если облэнерго занимаются распределительными электросетями, во всяком случае в городах, то внутренние домовые сети находятся на балансах жилищно-коммунальных предприятий. Так что сейчас этим сетям нужно уделить серьезное внимание, проверять, усилять, обновлять. Сегодня людей иногда призывают воздержаться от установки электробойлеров, но я думаю, лучше позаботиться о внутридомовых сетях — это не так уж сложно.
Сергей ЕРМИЛОВ, дважды экс-министр топлива и энергетики Украины, бывший председатель Национального агентства по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов:
1. У теплокоммунэнерго и без нынешних проблем рисков всегда хватало. Напомню: 2006 год, когда цена на газ была еще 50 долларов, а Алчевск разморозили. Так что наши теплокоммунэнерго — это отдельный риск сам по себе. И хуже всего, что система эта не реформируется. И даже попытки такие не делаются. Даже в том случае, если русские каким-то чудом дадут нам бесплатный газ, то риски теплокоммунэнерго остаются высокими. И правительство этим, к сожалению, не занимается.
2. Наше население является основным риском для государства в сфере обеспечения того же населения теплом. Платежи за тепло очень сильно упали. В результате и расчеты ТЭЦ, ТЭС и теплокоммунэнерго с «Нафтогазом» также пострадали и откатились на уровень конца 1990-х — начала 2000-х годов. Население свои двухсторонние обязательства по поставке тепла, то есть по его оплате, не выполняет. Второй риск — это предприятия, генерирующие тепло. Многие из них должны заключать договора на поставку топлива, ремонты оборудования и пр., но не занимаются этим. А третий риск — это само государство. Оно может его снять, реформируя систему обеспечения коммунальных предприятий топливом. Во-первых, это, конечно, газ, с которым нужно все-таки что-то делать. Во-вторых, это система формирования тарифов и их оплаты. Реформы не идут. Какие-то разговоры были, но ни в какие нормативные документы не воплотились.
3. Людям, я бы советовал, в первую очередь, посмотреть в свои расчетные книжки и ликвидировать долги за полученные услуги. Это снизит риск каждого остаться без тепла. И все же есть высокий риск того, что тепла, предусмотренного санитарными нормативами, в батареях не будет. Его можно частично уменьшить, утепляясь или обеспечивая себя, особенно в сельской местности, другими видами топлива. Правительство планирует выделить немалую сумму — 500 миллионов гривен — для помощи населению в приобретении соответствующих котлов. Я думаю, это решение будет принято в течении ближайших двух недель. Правда, это закроет от проблем небольшую часть граждан. Так что этот отопительный сезон будет очень сложным. Если во многоквартирных домах будет установлено много бойлеров, то электроэнергия будет подаваться по графику, и горячая вода будет, если, конечно, из-за перебоев с электроэнергией будет холодная.
Александр ОМЕЛЬЧЕНКО, экс-председатель Киевской городской государственной администрации, городской голова столицы 1996—2006 гг. (предваряя конкретные вопросы, он сказал: «Нужно просить Бога, чтобы зимой в Киеве не было снега»):
1. Первый риск в том, что на сегодняшний день для теплоэлектростанций не закуплено альтернативное топливо — мазут. А нужно было это сделать еще в начале года, когда возникли конфликтные ситуации между поставщиком газа Россией и «Нафтогазом Украины». Об этом знали все, но не сделали ничего. И министры, и премьеры. И новая киевская власть. А сегодня мазута в Киеве для ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 едва хватит, да и то при отсутствии морозов, лишь на два месяца. Правда, КПД станций при этом упадет на 30%, но при отсутствии газа это для столицы единственный выход. В свое время у нас был мазут. Благодаря ему мы укладывались в очень жесткие лимиты газа. А если будет снег, то такому огромному мегаполису, как Киев, нужна еще и соль. Вспомните, что было без соли в прошлом году — город был парализован восемь дней. Даже школы не работали и люди на работу ходили пешком. Сегодня, к сожалению, даже тендер еще не объявлен на ее закупку. И никто не знает, откуда будем завозить эту соль — из Луганска или из Минска.
2. Необходимый Киеву лимит газа — три миллиарда кубометров. Дали 1,9 миллиарда. Я считаю, задача Кабмина — каким-то образом лучше учитывать потребности столицы. Он обязан это сделать: Киев — все-таки столица. А мазутом, которого нет, никто и не занимается. Как будут выходить из положения?
3. Граждане Киева в нынешних условиях должны бы использовать свои конституционные права и, в соответствии со своим гражданским долгом, мирно, в соответствии с законом, собраться и прийти к мэрии, к Кабмину, высказать свое недовольство деятельностью правительства и киевской власти, у которых отсутствует какая-либо инициатива. Но граждане этого не сделали. Согласны мерзнуть? Вместе с тем, я считаю, что решать эту проблему путем установки бойлеров очень опасно. Город может остаться и без горячей воды, и без отопления, и без света в домах и на улицах. Конечно, все знают, что нужно утеплять окна, двери, чтобы снизить потери тепла в домах, которые у нас превышают 30% и довести их хотя бы до 15%. А утеплением стен должно бы заниматься государство, используя на это те миллиарды долларов кредитов, которые оно берет у МВФ. Их нужно было бы целенаправленно потратить на утепление всего жилищного фонда, построенного в советские годы и до 1998 года. За свой счет люди этого сделать не смогут. Наши граждане преимущественно бедные, такие расходы им не потянуть.
Выпуск газеты №:
№147, (2014)Section
Экономика