Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

40 лет демократической «диктатуры»

или Уроки Экваториальной Гвинеи для Украины
29 августа, 10:15

В начале августа этого года случилось событие, которое не привлекло внимания мировых СМИ, — Президент Экваториальной Гвинеи Теодор Обианга Нгема Мбасого отпраздновал 40 лет пребывания на троне. Рекорд для Африки. Что нам до того? Непосредственного — ничего. Но последние выборы в Украине, множество трендов, которые вырисовываются в мире, вынуждают заинтересоваться феноменом  диктаторства в мировой истории. Диктатура прошла век, дожила до наших дней и, как по мне, будет существовать еще долго. Меняется, приспосабливается, адаптируется, выполняет определенную историческую задачу на конкретном историческом этапе и или исчезает, или имплементирует в современные формы управления обществом. Не вдаваясь в политологическую суть понятия «диктатура»,  на примере Экваториальной Гвинеи интересно и поучительно разглядеть ее эволюцию, заметив несколько  принципиальных особенностей  страны. Но сначала несколько слов о самой стране.

Экваториальная Гвинея — маленькая страна в Западной Африке. Столица — город Малабо —  расположена на отдельном острове, достаточно далеком от континентальной части — 275 км. Население — 1,3 млн. Всего понемногу — золото, брильянты, тантал, бокситы, лес. Но главное — нефть, которую начали добывать в начале 90-х прошлого века. В настоящее время она на ІІІ месте в Африке после Анголы и Нигерии. Добывают приблизительно 250 000 баррелей в день или 12—13 млн тонн в год (а добывали и по 20 млн). 99% ее идет на экспорт.  В этой связи ВВП на душу населения в 3—4 раза больше, чем в Украине: 22 710 долларов (МФВ) или 23 473 долларов по версии Всемирного банка. Первое место в Африке. Но, понятно, это вовсе не значит, что народ там живет очень хорошо; половина населения — за чертой бедности. Хотя грамотность — 93% среди мужчин и 80% среди женщин. Для Африки достаточно неплохие показатели. Средняя зарплата — 1 000 долларов в месяц (инженер из США получает 12—13 тысяч долларов). Цены в долларах: 1 кг апельсин — 3.85, 0.5 кг хлеба — 3.4, 1 литр молока — 2.1, 1 литр бензина — 0.82, кроссовки NIKE — 57.5.  Такая зарплата привлекает в страну десятки тысяч рабочих из соседних стран. В то же время 20% детей не доживают до 5 лет.

Украина и Экв. Гвинея. Торговые отношения наших стран составляют приблизительно 10 млн долларов; и это только экспорт из Украины. Но именно Украина в лице британской фирмы Duglas Alliance, которая принадлежит украинскому бизнесмену Ю. Потийко (на то время доцент университета «Шаг»), построила наибольшую  и единственную в стране электростанцию «Сендже» (при поддержке Минэнергетики Украины). Именно по украинским проектам в Болгарии строились корабли для ВМС Экв. Гвинее, которые стали вторыми по мощности после ВМС Нигерии (уже около 240 млн населения). Поэтому именно в Украину (в Севастополь)  были направлены  молодые эквагвинейцы для учебы на будущих офицеров флота.  Президент Теодор Обианго  Н. Мбасого в 2004 году был в Украине, договаривался о покупке самолетов Ан-140 и Ан-74; не договорились из-за высокой цены. Договорились о снабжении разнообразного оружия. Еще раз посетил Украину в сентябре 2014 года.

ТЕПЕРЬ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

1. Как уже говорилось, страна маленькая. Была колонией Испании, потому единственная в Африке имеет официальный язык испанский. Соседи, Камерун и Габон, были колониями Франции. На континенте нет никаких взаимных территориальных претензий. Есть проблемы с Нигерией, Камеруном, Габоном по территориальным водам, в которых есть залежи нефти и газа.

2. Маленькая страна имеет и маленькую армию — 2.500 человек. Не имеет ядерного оружия или еще чего-то похожего. Не кичится своими  БТР. Географические особенности страны требуют мощного военного флота, который должен обеспечивать охрану нефтяных месторождений от пиратов.  На армию тратит 0.1% ВВП. Никому не угрожает. Хорошие отношения с соседями.

3. 86% населения — одно племя: фанг. Поэтому априори нет межэтнических конфликтов. Президент страны — он же автоматически и генеральный вождь племени. Поэтому не может быть никакой оппозиции внутри одного племени против вождя. Количественная мизерность других племен не дает им оснований претендовать на что-то особенное.

4. Наличие нефти означает наличие нефтедолларов. Это позволяет стране развивать социальную инфраструктуру. В столице активно строится социальное жилье — одноэтажные дома с палисадником; при ипотеке срок не указывается — каждый выплачивает сколько может и когда может, ее можно передавать и внукам. Первоклассная больница построена с помощью Израиля. Работает Национальный университет. Строятся торговые центры.   Кроме того, нефть делает страну желаемым партнером сильных игроков этого мира. Даже Беларусь приобщилась  к этому бизнесу.  2-5.04.2019 г. в Малабо проходил VII Конгресс Африканской организации производителей нефти и газа. В ноябре будет проходить V Газовый саммит.

ТЕПЕРЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕЗИДЕНТОВ ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ ГВИНЕИ

Испания предоставила независимость своей колонии 12.10.1968 года. На должность Президента они избрали мэра небольшого городка, спокойного, послушного,  преданного «хозяевам» — Франсиско Масиас Нгема Бийого, из племени фанг. На то время в стране было 350 000 населения. Год он восседал в кресле, овладевал  властью, которая оказалась безграничной. Был приятно поражен.  И уже в 1970 году распустил все партии и создал Единую национальную партию трудящихся, куда было записано все население (чтобы не заморачиваться блоком партийных и беспартийных). Порвал с Испанией и США. Начал ориентироваться на социалистические страны.  Закрыл все школы; даже при католических миссиях. Запретил всевозможные лекарства: лечитесь так, как лечились ваши деды и прадеды. Выслали всех иностранных врачей.  В 1975 году запретил исповедовать христианство и выслал католических священников. А со временем во всех церквях должны были висеть портреты Президента  и все проповеди должны были начинаться словами «Нет бога, кроме Масиаса». В центральном соборе устроили склад оружия. В стране осталось менее десятка людей с высшим образованием.  Министерства были лишены государственного финансирования и постепенно исчезали. Закрылись все банки, газеты. Убийства за что-нибудь стали нормой. Расстреляли директора Национального банка, и все средства он забрал домой. Приказал расчленить директора Государственного департамента демографии; «чтобы научился считать». Всего уничтожили около 50 000 человек. 125 000 убежали к соседям. Терпение лопнуло, когда были расстреляны несколько офицеров Национальной гвардии, которые пожаловались Президенту, что им уже несколько месяцев не выплачивают деньги.  3.08.1979 года его племянник, начальник охраны, командующий Национальной гвардии Теодор Обианга Нгема Мбасого вместе с марокканскими наемниками свергнул дядю, поймали его в джунглях и вместе с пятью сторонниками,  расстреляли... Семья сбежала в Северную Корею.

И вот вопрос, ради которого понадобилась история Экваториальной Гвинеи: одна страна, один народ, одна семья, один и тот же исторический промежуток времени — а какая разница в результатах деятельности. Почему так? В чем причина?  Отбросим фактор нефти; нет доказательств, что богатые природные ресурсы положительно влияют на менталитет диктаторов.  Что же привело к кардинальному изменению политики государства? Что изменилось?  По большому счету, ничего. Кроме одного — появился человек, который понял возможность исчезновения государства при сохранении старой политики и который рискнул взять ответственность за судьбу страны на себя. У него не было никакой харизмы. Была решительность и уверенность в необходимости изменений. Но его конкретные действия сплотили вокруг него народ. Ему поверили. Роль личности в истории — тема не новая. Экваториальная Гвинея в чистом, лабораторном виде продемонстрировала значимость лица  в истории государства, в судьбе народа: не было серьезного давления на диктатора ни изнутри, ни извне

Новый Президент вернул людям национализированную собственность. В ноябре этого же года объявил о свободе частного предпринимательства. В 1982 году была принята новая Конституция, в которой провозглашались политические свободы. А в новой редакции 1991 года — многопартийная система. Вместе из Всемирным банком разработана национальная программа «Горизонт-2020». Введено обязательное бесплатное начальное образование для детей 6-11 лет.  Открыто 802 начальных школы, 137 средних, 761 детский садик. Основан Национальный университет, и Президент стал его почетным доктором. В 1991 году иностранные компании начали добывать нефть. Экономика получила мощный импульс для развития. Министр финансов Марселино Овоно Еду в 2014 году подытоживал: «Мы являемся страной, которая все начала с нуля. Она направлена на развитие. Это происходит постепенно. Я думаю, что приоритетом правительства на сегодня является развитие человеческого потенциала, то есть образование и здравоохранение». И в завершение: выделено 4 млн евро на приобретение у Смитсоновского института в Вашингтоне коллекции произведений искусства народности фанг.  Позитивные изменения не означают отсутствие старых традиций. Сохраняется культ вождя-президента. В 2003 году государственное радио объявило, что Теодор Обианг Мбасого «подобен Богу на небесах» и находится «в постоянном контакте со Всемогущим». Поэтому на выборах за него голосуют от 97,85% в 1996 году до 93,7% в 2016 году.  Реальная оппозиция отсутствует и подавляется. Страна является лидером по попыткам переворотов: только в 2000 году их было три. Потом в 2004 (имел какое-то отношение сын М. Тэтчер), в 2009 г. бандиты из Нигерии штурмовали президентский дворец, а в декабре в 2017 г. —  наемники из ЦАР, Чада, Судана. Характерно: все попытки переворотов осуществлялись иностранцами.  После последней попытки в страну прибыли обеспокоенные делегации из КНР, Марокко, Египта, Франции, чтобы выразить свою поддержку Президенту. Понятно — могли пострадать их инфраструктурные проекты.  Президент-диктатор богатой нефтью страны — желаемый партнер. Его радостно принимали Президент США Барак Обама, Президенты России Д. Медведев и В. Путин. Его принимает высшее руководство Китая.  Согласно ротации дважды возглавлял Африканский Союз.  И как результат — цитата из последнего Национального доклада для ГА ООН: «Республика Экваториальная Гвинея является суверенным, независимым, социальным и демократическим государством. Ее высшими ценностями являются единство, мир и справедливость».

Совсем неплохо для диктатуры. Для демократической диктатуры.  

Ему 77 лет. Болен раком. Готовит себе замену — вице-президента Экв. Гвинеи, своего старшего сына Теодора (Теодорино).  Сможет ли он успешно продолжить дело отца? Как знать. Сын Б. Хмельницкого Юрий, сын О. Кромвеля Ричард не смогли  («День» № 147-148, 16-17.08.2019 ).

И вот вопрос, ради которого понадобилась история Экваториальной Гвинеи: одна страна, один народ, одна семья, один и тот же исторический промежуток времени — а какая разница в результатах деятельности. Почему так? В чем причина?  Отбросим фактор нефти; нет доказательств, что богатые природные ресурсы положительно влияют на менталитет диктаторов.  Что же привело к кардинальному изменению политики государства? Что изменилось?  По большому счету, ничего. Кроме одного — появился человек, который понял возможность исчезновения государства при сохранении  старой политики и который рискнул взять ответственность за судьбу страны  на себя. У него не было никакой харизмы. Была решительность и уверенность в необходимости изменений. Но его конкретные действия сплотили вокруг него народ. Ему поверили.   Роль личности в истории — тема не новая. Экваториальная Гвинея в чистом, лабораторном виде продемонстрировала значимость лица  в истории государства, в судьбе народа: не было серьезного давления на диктатора ни изнутри, ни извне. Эволюция диктатуры происходила практически в замкнутом территориальном и политическом  пространстве.   А если ответственность берет на себя одно лицо, то как это соотносится с демократией? По-видимому, никак. И диктатура (демократическая диктатура!) — логическая форма власти в данной ситуации. Она не вызывает сопротивления, осуждения  со стороны демократических государств.  Она без сопротивления, спокойно была имплементирована в общеафриканские органы власти.  Весьма возможно, что Экваториальная Гвинея демонстрирует новую, реальную структуру современных международных отношений в условиях нарастающих глобальных рисков.

В Украине с обеспокоенностью обсуждают брошенное партией власти в информационное пространство понятие «демократическая узурпация власти». А здесь  уже 40 лет существует демократическая диктатура. И ничего: все довольны — и внутри, и извне.  

Когда Теодор Обианг Нгема Мбасого решил спасти свою страну, свой народ от окончательной деградации он был подполковником.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать