6 лет: все постоянно Є-data!
Ще 6 років тому в Україні ніхто й уявити не міг, що зможе побачити всі до копійки видатки нашої держави на моніторі домашнього ПК
Еще шесть лет тому назад в Украине никто (почти никто, если быть честными) и представить не мог, что сможет увидеть все до копейки расходы нашего государства на мониторе домашнего ПК, не сломав при этом серверы Государственной казначейской службы Украины.
В 2015 году после волны убедительной «advocacy campaign» антикоррупционной общественности и ІТ-специалистов, понимающих цену и ценность открытых данных, которыми на то время монопольно владело государство, Верховная Рада Украины приняла Закон «Об открытости использования публичных средств». А уже через год Правительство приняло государственную концепцию «Прозрачный бюджет». Контроль ее выполнения взяло на себя Министерство финансов, а, в частности, тогдашняя заместитель Министра финансов Украины Оксана Маркарова. Так появился проект Є-data. А через два месяца - 15 сентября 2015 года - Минфин уже запустил наибольшую в Украине открытую базу данных об использовании публичных средств – spending.gov.ua.
Граждане получили реальный инструмент контроля над расходами государства.
За шесть лет из проекта Є-data выросла до мультипроектной платформы и стала одним из ключевых инструментов контроля общественности за использованием публичных средств, противодействия коррупции и источником не только уникальных сенсационных журналистских расследований, но и агитационных кампаний на выборах. Прошлые местные выборы показали, что данные о странных расходах из местных бюджетов использовались оппозиционными политическими силами в их агитации против действующей местной власти.
В настоящее время Є-data – это платформа открытых данных в сфере публичных финансов, которая объединяет три портала:
- Единый веб-портал использования публичных средств – наибольшая база данных в сфере публичных финансов, Spending.gov.ua
- Бюджет для граждан – наибольшая в Украине база знаний о бюджете, OpenBudget.gov.ua
- Портал реестра проектов МФО – уникальный реестр информации о проектах экономического и социального развития, что реализуются в Украине с привлечением средств международных финансовых организаций (МФО), IFIs projects, proifi.gov.ua
На всех трех порталах доступны API, а данные изложены в машинно-читанном формате.
Ежедневно платформу Є-data посещает около 18 тысяч уникальных пользователей.
Администрирует портал и осуществляет дальнейшую разработку новых модулей ГУ «Открытые публичные финансы» Министерства финансов Украины.
Команда ГУ «ОПФ» постоянно совершенствует интерфейс и разделы порталов, наполняя их актуальной информацией.
К примеру, с момента основания на портале Open Budget был открыт новый раздел «Распорядители бюджетных средств», в котором можно получить информацию о сети распорядителей, в частности, иерархии, роли, ответственности и принадлежности к бюджетам разных уровней. Также в этом разделе можно агрегировать показатели по бюджетам в разрезе ведомств и территориальной принадлежности. А порталы Open Budget и Spending сейчас интегрированы между собой. Теперь, воспользовавшись линком в профиле распорядителя, можно отследить, на что именно были потрачены государственные средства.
В 2019 году был открыт для общего пользования аналитический инструмент BOOST, который позволяет осуществлять глубокую аналитику бюджетных данных, изучать тренды и структуру по категориям бюджетов.
Сейчас команда ГУ «ОПФ» при поддержке GIZ в Украине реализовывает информационно-просветительский проект, направленный на информирование широкой общественности о возможностях инструментов Є-data. В рамках этого проекта было проведено исследование общественного мнения.
По случаю шестой годовщины портала публикуем ответы наших самых преданных фанов и союзников – людей, которые чаще всего и больше всего используют данные из платформы Є-data в своей работе, на три вопроса:
1) Как часто в своей работе вы используете порталы открытых данных Є-data?
2) Чем полезны порталы для вашей работы?
3) Что еще нужно изменить?
КОММЕНТАРИИ
«Є-DATA – БЕЗГРАНИЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ АНАЛИТИКИ»
Наталья КРАВЧЕНКО, проектный менеджер в сфере открытых данных:
1) Как проектный менеджер в сфере открытых данных я часто обращаюсь к порталу Є-data и его модулям (spending, boost) как к наиболее надежному источнику данных, что имеет безграничный потенциал для аналитики.
Так, я с командой с 2016 года воплощаем проект на основе данных об использовании публичных средств «Поисково-аналитическая система 007» 007.org.ua, этот сайт интерпретирует данные из Є-data в понятном для общественности и визуализированном формате. Еще одно наше творение – это портал данных eiti.gov.ua добывающих отраслей Украины. Здесь мы использовали данные модуля Boost – информацию о рентных платежах в громадах, на территории которых осуществляется добыча полезных ископаемых.
2) Главное, что нам дают данные из порталов Є-data, – это верифицированные данные, на которые можно опираться и которым можно доверять. Если нужно знать, как используются бюджетные средства, то сами идем на Є-data и рекомендуем другим.
3) Не хватает данных об использовании средств при участии физических лиц предпринимателей (ведь вопрос об идентификации ФЛП в системе по ИПН еще не решен), а это значительный объем расходов публичных средств. Интеграция с другими государственными источниками открытых данных.
Также чрезвычайно важны просветительские медиаматериалы о портале, о бюджетных расходах для широкой общественности.
«ДАННЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ГОТОВИТЬ АНАЛИТИЧЕСКУЮ И НОВОСТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ»
Юрий НИКОЛОВ, журналист, редактор портала «Наши Деньги»:
1) По большей части использую Поиск по трансакциям. Так я могу проверять динамику платежей по определенным категориям распорядителей или подрядчиков.
Намного реже Поиск по распорядителям, там иногда какие-то подробности могу посмотреть.
2) Данные позволяют готовить аналитическую и новостную информацию. Например, буквально полчаса назад завершил подсчеты относительно кредитных выплат Укравтодору. Помучился с ручной чисткой данных. Но, в принципе, есть новость: с этого года дорожники резко прыгнули на пять миллиардов – это результат включения печатного станка НБУ (облигации).
3) Мне часто нужен больший промежуток времени для выбора информации, потому что за три месяца трудно «нащелкать» десять заказчиков за несколько лет. Но, насколько я понимаю, это создает риски того, что клиенты будут выбирать наибольшие промежутки и перегружать систему. Может, дать возможность выгружать за год? Чтобы не выбирать начало и конец периода, а сразу с 1 января указанного года. Ну, это, конечно, если не создаст перегрузки на систему.
Ну и, конечно, хотелось бы более понятных данных в «назначении платежа», без «диких» сокращений.
А так значительных сетований нет, к постоянному разархивированию цсв-файлов уже привык, точки на запятые в колонке «сумма» тоже меняю автозаменой, чтобы можно было вести подсчеты.
«ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ О БЮДЖЕТЕ ДЕЛАЮТ БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ»
Виктор МАЗЯРЧУК, советник главы Счетной палаты Украины, аналитик:
1) Я использую данные портала для написания аналитических справок относительно отдельных вопросов. Беру данные через АРЕ и дальше уже работаю с тем набором данных, который мне нужен.
Кроме этого, на основе данных портала осуществляю оценку рисков отдельных элементов финансовой стойкости, отслеживаю уровень выполнения бюджета и отдельных его бюджетных программ и вместе с коллегами делаю интересные инструменты визуализации данных (публичные и непубличные). Например, на основе данных портала были созданы дешборды, которыми могут пользоваться как работники Счетной палаты, так и все желающие:
• о расходах связанных с ковидом – https://tabsoft.co/3ycTkTf
• о расходах НСЗУ медицинским заведениям на оплату услуг по лечению КОВИД-19 – https://tabsoft.co/3t7BFud
2) Портал полезен самими данными. Также интересен возможностями этого инструмента студентам из Киевской школы экономики или во время разнообразных тренингов на тему бюджета. Открытые данные о бюджете делают бюджетную систему более эффективной и уменьшают возможные риски неэффективного использования средств государственного и местных бюджетов, поскольку любой человек может все увидеть.
3) Стандартизация данных на уровне Казначейства, корректности их отражения и включения дополнительных алгоритмов проверки корректности данных. Когда данные будут корректными, им можно доверять. Вот, например, как может быть такое, чтобы в Казначейство 18 ноября 2020 года пропустил платеж, который был сформирован больше 100 лет назад (17 ноября 1920 года). Это техническая ошибка, которая искажает данные.
«МНОГО НУЖНОЙ ДЛЯ АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ В УДОБНОМ И БЫСТРОДОСТУПНОМ ФОРМАТЕ»
Александра БЕТЛИЙ, эксперт в сфере открытых данных:
1) Из всех трех порталов чаще всего пользуюсь именно «Бюджетом для граждан» (openbudget.gov.ua). Для меня там есть много нужной для анализа информации в удобном быстродоступном формате. Это касается и бюджетного календаря, где можно посмотреть, на каком этапе бюджетный процесс. Также можно посмотреть показатели как Государственного, так и местных бюджетов с 2018 года.
2) Графика позволяет четко понять структуру доходов и расходов, а табличный формат предоставляет возможность посмотреть как все разрезы, так и одну конкретную цифру (последнее особенно удобно, поскольку не надо качать файлы и искать в них цифры, а просто на сайте посмотреть).
Boost-анализ позволяет уже более подробно анализировать бюджетные показатели в отдельных разрезах именно за несколько лет. Это экономит время на когда-то нужном хранении табличек из сайта Государственной казначейской службы Украины (ГКСУ).
Также пользуюсь порталом spending.gov.ua, но, скорее, для того, чтобы посмотреть транзакции определенной громады.
Портал реестра проектов МФО использую регулярно, но реже. Также использую для экспертного анализа кредитной поддержки инвестиционных проектов со стороны МФО: как сумм, так и направлений финансирования.
3) Все порталы платформы Є-data очень полезны для экспертного сообщества. В то же время они требуют дальнейшего дополнения с целью совершенствования. Так, на портале «Бюджет для граждан» нужно добавить разделы по показателям Бюджетной декларации, а также бюджетных паспортов, отчетов по их выполнению и бюджетных запросов в формате открытых данных (ведь сейчас эти данные идут в странных сканируемых форматах, что вынуждает делать анализ полностью вручную). На портале spending.gov.ua стоит увеличить длительность поиска, от 90 дней хотя бы до года.
«НЕ САМАЯ ЛИ ВАЖНАЯ РЕФОРМА ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ»
Николай МАКСИМЧУК, заместитель главного редактора «Экономической правды»:
- В работе использую информацию из портала spending.gov.ua регулярно. По моему глубокому убеждению, открытие подробных данных об использовании средств налогоплательщиков теми или другими распорядителями бюджетных средств – это не самая ли важная реформа за последнее десятилетие.
Благодаря этому журналисты получили доступ к информации, которая до этого десятилетиями скрывалась нечестными на руку чиновниками. Сегодня можно констатировать, что открытие таких данных улучшило эффективность использования бюджетных средств и уменьшило коррупционные риски.
Хотя для окончательной победы в этом направлении команде Є-дата и обществу есть еще над чем работать. Что хотелось бы увидеть дополнительно?
1. Унификацию записей о том, на что направлялись средства (четкие записи без сокращений).
2. Возможность доступа к подробной информации о том, на что используются средства (загрузка договора с контрагентом).
3. Возможность загрузить данные за более широкий диапазон времени, а не лишь за последние три месяца.
4. Возможность фильтрования платежей по назначению, без необходимости отмечать все управления ГКСУ.
*Материал создан в рамках проекта «Эффективное управление государственными финансами», что реализуется федеральной компанией Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH по поручению Правительства Германии.
Выпуск газеты №:
14 сентября (2021)Section
Экономика