699 миллионов долларов уже на счете
Под что и в обмен на что Украина получила очередной транш МВФ?МВФ предоставил транш (699 млн долл. США) и продолжил действие программы (до 9 июня 2022 года). Ожидаемое решение с момента, когда две недели тому назад объявили дату заседания Совета директоров МВФ. «Благодарен совету директоров МВФ за позитивное решение относительно завершения пересмотра программы stand-by, что предусматривает выделение Украине транша объемом около $700 млн, – написал в телеграмм Президент Украины Владимир Зеленский.
Пресс-релиз, который распространил Фонд, короткий, но достаточно содержательный: направления обязательств понятны, хотя мероприятия увидим только в тексте Меморандума.
«Из интересного, это обязательство Украины снижать фискальные риски через квазифискальные операции. Это можно читать как повышение тарифов, особенно в энергетике», – считает эксперт в сфере публичных финансов Александра Бетлий.
Именно низкие тарифы на газ в свое время привели к фискальным рискам, которые реализовались в безумный дефицит Нефтегаза, что покрывали из Госбюджета.
В то же время в релизе отмечается о дальнейшей защите уязвимых групп населения – то есть месседж единодушен: повышение тарифов и защита через жилищно-коммунальные субсидии, а не универсальные субсидии (через низкие тарифы).
Судебная реформа – в повестке дня, а также дальнейшие реформы в налоговой и таможенной сферах.
Корпоративное управление в государственных банках остается среди обязательств.
Очень интересно, какие мероприятия будут предвидены относительно направления улучшения инвестиционного климата.
«До июня 2022 года у Украины еще есть шансы получить следующий транш... только надо вовремя делать домашнюю работу», – убеждена Бетлий.
Один из ключевых фокусов МВФ в Украине – макрофинансовая стабильность и фискальная политика.
В том числе одна из задач миссии МВФ в Киеве, которая закончилась положительно для нас, было убедиться, что правительство и Национальный банк контролируют ситуацию и адекватно оценивают риски, чтобы повысить поступление в бюджет путем снижения коррупции, непрямого субсидирования, а также рациональных расходов, плюс независимость и транспарентность банковской системы. Другими словами, МФО и доноры устанавливают, например, контроль НБУ над проблемными банками.
Состоянием на 31 августа 2021 года, государственный и гарантированный государством долг Украины составлял $92, 53 млрд.
В 2022 году Украина должна выплатить около $15 млрд (в полтора раза меньше, чем в 2021 году), из которых почти $1, 5 млрд – кредиты МФО. При этом нет пиковых точек выплат долга, а это значит, что Украине не придется искать дополнительные финансовые ресурсы для его погашения.
Если в 2022 году внешние рынки будут благоприятными, то бюджет планируется профинансировать в основном за счет ОВГЗ – 76% и только на 15% за счет денег МВФ и МФО.
Справилась ли бы Украина без МВФ и других кредиторов с выплатой пенсий, субсидий, зарплат бюджетникам, финансированием государственных инфраструктурных проектов?
К сожалению, все еще сырьевая структура нашего экспорта делает нашу экономику слишком зависимой от неустойчивости цен на мировом рынке сырья.
Поэтому правительство должно думать об альтернативных источниках финансирования бюджетных расходов. Но рыночные механизмы финансирования для развивающихся стран дороже и не всегда доступные.
В этом году неконтролируемых проблем для бюджета не предусматривается, поскольку правительство уже получило существенную помощь и успешно привлекало долговые ресурсы на внешних рынках. Но учитывая ситуацию на энергорынках, лучше договариваться заблаговременно, чтобы не оказаться как в ситуации в этом году, когда бюджет сбалансировался с помощью МВФ по программе поддержки пострадавших от COVID-19 стран.
Кроме того, не следует забывать, что кредиты МВФ – это еще и геополитика. Поддержка Фонда – это сигнал одобрения политического курса Украины на Запад.