Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

9 гривен за доллар – робота «предшественников», а вот 10 – бездеятельность «преемников»

Александр Савченко: «Я посоветовал бы Кубиву в понедельник закрыть межбанковский рынок, чтобы остановить спекуляции с наличностью»
28 февраля, 12:44
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В украинских банковских кругах не много людей, к мнению и советам которых прислушиваются. Дважды заместитель председателя НБУ (1991-1992 и 2005-2009), заместитель министра финансов, а ныне — ректор Международного института бизнеса Александр Савченко — один из них. У него за плечами руководство и контроль за деятельностью департамента валютного контроля и лицензирования, управление контроля рисков и управление проектами международных кредитных линий при НБУ. Именно он разрабатывал основы новой монетарной политики на заре Украины. В 2009 году его уволили из-за несогласия с валютно-курсовой, монетарной и кредитной политикой, которую проводил тогдашний председатель Нацбанка Владимир Стельмах. Впрочем, как показало время, тогдашний курс нацрегулятора в конечном итоге привел к валютной дестабилизации и торможению экономики. Что происходит сегодня в украинской банковской системе? Как погасить валютный «пожар» на межбанковском рынке? Как вытянуть страну из предкризисного состояния? Об этом и другом «Дню» рассказал в эксклюзивном интервью Александр САВЧЕНКО:

* * *

— Как вы оцениваете назначение на должность председателя НБУ Степана Кубива?

— Обычно руководители центробанка — это известные профессора по экономике, которые имеют практический опыт работы в роли советников президентов, премьеров или председателей нацбанков. Ведь они должны глубоко разбираться в макроэкономике. В частности, такое негласное правило действует в США и Великобритании.

В Украине на должность главы Нацбанка назначили менеджера, который, надеюсь, может понять за короткое время общеэкономическую теорию и реализовывать ее на практике. Чтобы его деятельность была успешной, он должен окружить себя теми людьми, которые больше понимают в финансах, теории и практике проведения монетарной политики. С другой стороны, он своей общественной деятельностью в течение последних трех месяцев доказал, что имеет высокие морально-этические качества. Я думаю, что ныне не нужно его критиковать, а следует дать шанс реализоваться и по возможности помогать.

— Кубив — технический руководитель?

— Это как раз пример не технического, а больше политического руководителя. Он — член партии «Батьківщина» и один из руководителей Майдана.

— Если вам предложат вернуться в НБУ, согласитесь?

— Заместителем — не соглашусь, но мог бы работать председателем Совета НБУ или советником председателя. Ныне моральная обязанность всех умных людей: меньше критиковать, а больше помогать.

— Насколько мне известно, в ближайшее время вы будете встречаться с главой НБУ. Какие меры посоветуете ему предпринять в данной ситуации?

— Во-первых, в субботу и воскресенье нужно поработать с ведущими практиками банковского дела и предоставить на понедельник новую концепцию деятельности НБУ, потому что сейчас ее нет. Понятно, что при других (не революционных) обстоятельствах нельзя было идти на должность главы нацрегулятора без такого плана на первые 2—3 недели и на год. Но есть то, что есть. И сейчас должны помочь профессиональные банковские эксперты. Так делал Рональд Рейган, Маргарет Тэтчер и другие выдающиеся фигуры. Во-вторых, посоветовал бы Кубиву в понедельник закрыть межбанковский рынок, чтобы остановить спекуляции с наличностью.

— Как считаете, значительные валютные колебания — это вполне ожидаемое и результат отпуска курса гривни в свободное плавание или опасный сигнал, потому что причины в другом?

— Экономические явления — всегда комбинация факторов. В данном случае сочетаются безответственность административных мер, отсутствие политики НБУ в кризисных условиях и «вакуум» в Кабмине. Колебание на валютном рынке — это ожидаемое ослабление гривни, а не плавающий курс. К плавающему курсу гривни еще ой как далеко.

НЕОБХОДИМО ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЕХНОКРАТОВ

— То есть причина снижения курса гривни — это девальвация?

— Курс 9 гривен за 1 доллар — это результат неправильной политики «предшественников», а показатель выше девяти — бездеятельности или отсутствия адекватной макроэкономической политики новой власти. В первую очередь, что нужно было сделать новому большинству — задекларировать абсолютно четко базовые принципы монетарной, бюджетной и внешнеэкономической политики. Другими словами, создать правительство технократов. Его отсутствие — огромная ошибка, за которую будем платить все.

ВЧЕРА ТОРГИ ГРИВНЕЙ НА МЕЖБАНКЕ ПЕРЕСЕКЛИ ОТМЕТКУ 11 грн/$. КАК СООБЩАЛИ «Дню» ЧИТАТЕЛИ, ДОЛЛАРОВ В ОБМЕННИКАХ НЕТ, А ОТДЕЛЬНЫЕ СПЕКУЛЯНТЫ ПРОДАВАЛИ АМЕРИКАНСКУЮ ВАЛЮТУ ПО 15 ГРИВЕН / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

— Почему вы говорите, что национальная валюта не «плавает», ведь в НБУ, напротив, утверждают, что отпустили гривню?

— Плавающий курс — это элемент политики инфляционного тагетирования. Лишь невмешательства НБУ в торги на межбанке не достаточно. То есть Нацбанк должен брать на себя ответственность за регуляцию цен и стимулирование кредитования экономики путем правильного определения процентной учетной ставки. Только тогда возможен плавающий курс.

— Как посоветуете действовать НБУ в таких условиях, чтобы ослабить давление на курс гривни?

— Во-первых, — переходить к более жесткой регуляции спроса гривни и долларов на рынке. Это промежуточный этап, который нужно пройти с помощью политики адекватного рефинансирования коммерческих банков. Ведь ныне, главное, даже не курс, а то, что у многих банков начался отток депозитов, платить клиентам нечем и есть признаки предкризисной ситуации. Поэтому НБУ должен обеспечить их ликвидностью, но проследить, чтобы эти гривни на межбанке не тратились на приобретение долларов и курс «не задирался». Для банков-получателей рефинансирования следует ввести 100-процентный контроль по всем заявкам на покупку валютой. Сделать это — настоящее искусство. И руководитель Нацбанка, как дирижер: должен понимать, где взять высокую, а где низкую ноту, где дать звук оркестра сильнее, а где — тише. И этот период будет продолжаться 2—3 недели.

Во-вторых, — отменить это ужасное постановление №49, которое и стало одним из факторов валютной паники.

НУЖНЫ ГАРАНТИИ ОЛИГАРХАМ

В-третьих, — нужно провести переговоры со всеми финансово-промышленными группами и олигархами, которые затормозили приток валютной выручки по экспортным контрактам в Украину. Они не понимают, что будет дальше, будет ли национализация их имущества, будут ли они жить спокойно в Украине. По моему мнению, следует четко сказать: грубо и незаконно награбленное у государства имущество за последние 2—3 года заберут, но больше ничего не будут трогать. Должен быть такой мораторий. Ни в коем случае нельзя объявлять охоту на ведьм, в противном случае Украина не увидит капиталы олигархов в виде инвестиций. Они останутся там, куда их успели вывести их хозяева.

Впрочем, это только превентивные меры. Главное, что успокоит население и бизнес, — авторитет НБУ, который сформирует новый глава с крепкой командой специалистов.

РЕФИНАНСИРОВАНИЕ ОСТАНОВИТ БАНКРОТСТВО БАНКОВ

— Вы называете одним из спасительных инструментов для НБУ рефинансирование, но это спровоцирует девальвацию.

— Чем большее рефинансирование — тем большая девальвация. Но рефинансирование в данном случае должно остановить банкротство украинских банков. Это главное. Каждый день промедления с введением четкой монетарной политики — это миллиардные потери, которые списать на «предшественников» уже очень трудно. Время на стабилизацию ситуации с гривней еще есть. Если его используют неэффективно, тогда появится МВФ, европейские эксперты, которые будут «выкручивать» руки руководству НБУ и курс будет не в пределах 9-ти гривен за 1 доллар, а может достичь 10 или даже 12.

— В условиях ограниченных поступлений в госбюджет и сокращения притока инвестиций едва ли есть альтернатива НБУ не включить печатный станок, чтобы Кабмин выполнил положенные на него финансовые обязательства?

— Другого выхода — нет. Думаю, к сожалению, в течение недели НБУ придется напечатать 10—15 миллиардов гривен. Но я не отношусь к тем критикам, которые говорят, что эмиссия — это сплошное зло и раздражитель инфляции. Если сегодня у людей не хватает денег на элементарное (чтобы купить еду, одежду), то не думаю, что рынок очень отреагирует ценовым ростом, если спрос на товары немного оживится. Есть инфляционная и неинфляционная эмиссия. В данном случае речь идет о втором варианте. Если взвешенно провести эмиссию, то ценовой рост вообще будет минимальным.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать