Аграрный фонд создает «дочку» для торговли зерном
Чего ждать внутреннему рынку?
Министерство аграрной политики и продовольствия, чтобы улучшить работу Аграрного фонда, создает его дочернее предприятие «Агрофонд-зерно». Соответствующий приказ подписан 27 января, сообщает «УНИАН», ссылаясь на сообщение Минагропрода в системе раскрытия информации Нацкомисии по ценным бумагам и фондовому рынку. «Агрофонд-зерно» будет заниматься производством мукомольной и крупяной продукцией, оптовой торговлей зерном, семенами и кормами для животных, складским хозяйством, выращиванием зерновых и масличных культур, а также — будет предоставлять посреднические услуги в торговле сельхозсырьем, живыми животными и тому подобное. Напомним, что в апреле 2013 года Кабинет Министров Украины превратил бюджетную организацию Аграрный фонд в ПАО «Аграрный фонд» и поставил задачу сформировать из государственных облигаций капитал фонда в размере 5 миллиардов гривен. Как отразится на работе внутреннего рынка и расстановке сил на нем появление «дочки» Аграрного фонда? Об этом «День» спросил экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Владимир ЛАПА, генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:
— Законодательство четко определяет функции Аграрного фонда: поддерживать внутреннюю цену на ряд сельхозкультур. Это достаточно расходное дело. И если в первые годы деятельности фонда был определенный оптимизм в отношении такой деятельности, потому что деньги в бюджете все же были. То потом выяснилось: любое дело, особенно направленное на поддержку внутренней цены аграрной продукции, очень затратное для государства. Если посмотреть на структуру бюджета Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, то на хранение, переработку и транспортировку закупленной фондом продукции государство выделило на 2014 год только 300 миллионов гривен. То есть это деньги только на выполнение его обслуживающих функций, но не на закупку продукции. Поэтому ничего странного нет в том, что фонд пытается найти ресурс для осуществления закупок. И в этой ситуации есть два варианта последующей работы фонда.
Вариант первый — переходить на принципиально новые принципы работы Аграрного фонда. Для этого нужно создать нормальную работу фьючерсного рынка и обеспечить переход на хеджирование продовольственного обеспечения страны путем заключения таких контактов. В таком случае не нужно тратить деньги на хранение зерна, потому что имея захеджированные опции пшеницы, ячменя или кукурузы фонд может выкупить их в определенный момент по заранее определенной цене.
Вариант второй — за счет бизнес-деятельности Аграрного фонда покрывать все затраты на содержание. Собственно это и предложили. Но не понятно, почему содержание фонда одновременно должно проходить за счет средств государственного бюджета. По моему мнению, было бы хорошо, если бы за счет бизнес-деятельности Аграрный фонд обеспечивал свою организационную деятельность, а 300 миллионов бюджетных гривен отдали аграриям на программу компенсации процентных ставок по банковским кредитам.
Иван ТОМИЧ, председатель Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины, почетный президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины:
— Это продолжение коррупционных схем отмывания бюджетных средств. Если будет идти речь не только о регуляции цен на рынке зерна, но и на другие виды продукции, то вполне понятно, кому это нужно. Подобные схемы разрушают сущность Аграрного фонда, а бюджетные средства непонятно куда исчезают... Поэтому все аналогичные «ответвления» нужно уже давно разрушить и не создавать новых. Есть четко определенные законом функции Аграрного фонда, вот пусть их и выполняют. Все эти дополнительные промежуточные компании берут бюджетные средства и потом не отдают. На мой взгляд, нет потребности в усилении запутанности реализации схемы деятельности Аграрного фонда.
Леонид КОЗАЧЕНКО, президент «Украинской аграрной конфедерации»:
— До сих пор Аграрный фонд не имел права торговать зерном на экспорт. Но иногда возникают ситуации, когда зерно не выгодно продавать внутри страны, потому что внутренняя цена ниже внешней, но дальше держать на своих складах зерно фонд не может. Существует правило, что, например, пшеницу нельзя держать больше 3 лет, а кукурузу — больше года. Поэтому в таких условиях у Аграрного фонда возникает потребность продать это зерно. Поэтому появление этой «дочки» поможет избежать такой проблемы. Хотя насколько это целесообразно? По моему мнению, продавать зерно можно было на условиях проведения тендера частными компаниями. Я бы объявил тендер по продаже, например, одного миллиона тонн кукурузы. В Украине нет таких больших партий от одного продавца. У Аграрного фонда такая возможность есть, поэтому такие трейдеры, как «Каргел», «Нибулон» или «Топфер» охотно купили это зерно и заплатили бы цену большую, чем на внутреннем рынке. В этой ситуации Аграрный фонд не имеет ни рисков по внешним контактам, ни по банковским кредитам для пополнения оборотных средств. Почему пошли другим путем? По-видимому, у власти нет доверия к частным компаниям, и Аграрный фонд считает, что сможет при международных трейдерах лучше продать свое зерно.
Выпуск газеты №:
№19, (2014)Section
Экономика