Перейти к основному содержанию

Алекс Лисситса: Потенциал украинского села используется только на 40%

21 июня, 00:00

Рост цен на горючее и продукты питания стал мировой тенденцией. Поэтому страны, имеющие возможность наращивать добычу энергоносителей и увеличивать выращивание продовольственных культур, привлекают к себе взгляды мирового сообщества. Потому и Украина с ее плохо используемым аграрным потенциалом выглядит более чем привлекательно. Но использует ли наша страна свой шанс? Об этом «День» беседовал с президентом ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса Алексом ЛИССИТСОЙ.

— Действительно в ли 2008 году Украине удастся удвоить урожай зерновых по сравнению с прошлым годом?

— Сегодня высказываются различные предположения. Я согласен с Министерством аграрной политики, что урожай составит 40—45 миллионов тонн, а не 60—70 миллионов тонн, как прогнозирует премьер-министр.

— Не вызовет ли это определенных осложнений, ведь сегодня по подсчетам экспертов переходные остатки зерна составляют семь миллионов тонн?

— Проблем с хранением не будет. Опасность в другом: у страны есть зерновые остатки, а в России и Казахстане тоже ожидаются неплохие урожаи. Как мы знаем, эти страны используют наши перевалочные мощности, чтобы экспортировать зерно. Поэтому вопросы будут преимущественно касаться экспортных мощностей и цен за их использование.

— Какие последствия для сельского хозяйства будет иметь отмена моратория на продажу земель и будут ли среди них негативные?

— Конец моратория связан с принятием парламентом Законов «О земельном кадастре» и «О рынке земли». После этого главным вопросом будет: а что же конкретно там записано?

— То есть...

— У нас действуют два моратория: первый касается продажи земель, а второй содержится в Земельном кодексе и говорит о том, что юридическое или частное лицо не имеет права покупать больше ста гектаров земли. Действие последнего моратория до 2015 года. Очевидно, его тоже нужно отменять. Вопрос только в том, а сколько же земли можно сосредотачивать в одних руках? На ста гектарах построить эффективный аграрный бизнес нельзя. В законопроектах, находящихся в Верховной Раде, поданы различные варианты решения этой проблемы. В одном, например, приведены «научно обоснованные» нормы, которые будут действовать в каждом отдельном регионе и определяться Академией аграрных наук Украины и Госкомземом. Представьте эту ситуацию, когда в каждой области наши ученые будут определять кому и сколько земли отдавать в одни руки? В другом законопроекте прописаны конкретные цифры для каждого региона. Лично я считаю, что нужно давать в одни руки не меньше двух тысяч гектаров. Это уровень среднего предприятия в нашей стране. А если меньше, то агропроизводством заниматься будет нерационально.

— Украина, наконец, стала членом ВТО. Агропроизводители это уже ощущают?

— Нет. До конца 2008 года в стране действуют переходные положения. Не все таможенные ставки снизились, именно поэтому европейская продукция еще не заполнила наши рынки. Все позитивные и негативные изменения аграрный сектор почувствует в начале или в середине следующего года.

— А что можно назвать наибольшей угрозой в этом плане?

— Здесь я выделил бы животноводческий сектор, качество продукции которого не всегда отвечает мировым требованиям. Под угрозой и сахарная отрасль. По правилам ВТО к нам завезут 260 тысяч тонн сахара-сырца почти без пошлины (2%). А наша сахаропереработка находится в таком тяжелом состоянии, что, возможно, эффективнее и выгоднее будет завозить сахар-сырец с учетом всех налогов и больше этих 260 тысяч тонн. Сегодня очевидно, что в 2008 году мы не сможем обеспечить страну сахаром собственного производства. Это первое последствие ажиотажа, связанного с ВТО, когда производители стали уменьшать посевные площади под свеклу. В этом году нужно импортировать до полмиллиона тонн сахара. Третья угроза касается сектора овощеводства и садоводства. Здесь самые большие проблемы будут в отрасли виноделия, потому что цены на украинское вино высокие, а его качество не отвечает стандартам. Во всем мире наблюдается избыток вина. Во многих странах дошло даже до того, что его перерабатывают на биоэтанол. Поэтому я уверен, что украинские рынки накроет большая винная волна из Европы, Чили, Аргентины, Южная Африки и Австралии.

— Следовательно, получается, что на виноделии, виноградарстве, а также на сахаропроизводстве в условиях ВТО можно ставить крест?

— Нет, конечно, хотя проблем много. Если сейчас не повысить государственные субсидии на 2008 год для производителей сахарной свеклы, то действительно возникает угроза, что страна будет жить за счет импортного сахара.

— Сегодня много говорят о создании интегрированных агрокомплексов. Предусматривает ли государство мероприятия для трудоустройства рабочих, которые высвобождаются в результате укрупнения предприятий?

— Государство в этом направлении абсолютно ничего не делает. Проблема даже не в комплексах, а в эффективности агропроизводства. Сегодня продуктивность производства в сельском хозяйстве чрезвычайно низкая. Потенциал отрасли используется только на 40%. Но сейчас аграрное производство оснащается новыми технологиями, и через два-три года его эффективность вырастет до 80%. А это означает, что вдвое уменьшится количество занятых в сельском хозяйстве. И эта цифра не будет зависеть от того, кто будет преобладать на рынке — малые операторы или крупные. Поэтому правительству следует отработать схему занятости для людей, которые будут высвобождаться из аграрного сектора. Если этого не сделают вовремя, то сельское население будет мигрировать в города, а села постепенно вымрут.

— В Украине создается инфраструктура для обслуживания сельского хозяйства?

— Много денег вкладывается в зерновой рынок, в строительство элеватора. В других секторах это сделать сложно. Представьте, как можно улучшить инфраструктуру, когда весь район живет за счет деятельности нескольких заводов, которые устарели и закрываются? Государственной поддержки нет, а где найти инвестора для модернизации?

— Почему так?

— Поскольку отсутствует рынок земли — отсутствуют и долгосрочные инвестиции. Как инвестор может планировать свой бюджет, когда он не знает, что будет завтра? Нет четкой структуры и позиции по вопросам налогообложения, что позволило бы прогнозировать срок окупаемости аграрного бизнеса и заполучать банковское доверие и кредиты. На данном этапе никто инвестору не поверит. И последнее — неопределенность бюджетной поддержки. Нужно принимать изменения к закону о госбюджете, которыми предусмотреть финансирование пятилетних программ реструктуризации животноводства. Тогда будут строить инфраструктуру.

— В этом году планируют собрать 2,6 миллиона тонн рапса. Не слишком ли много его сеют в Украине?

— Поскольку мы не имеем собственной политики по развитию биоэнергетической отрасли, то наши производители приспосабливаются к политике Европейского Союза с ее плановыми годовыми показателями. То, что мы в Европе вышли на первое место по выращиванию рапса, кое-то радует, а меня тревожит. И это при том, что урожайность рапса низкая: в Европе с одного гектара собирают 35— 36 центнеров, а у нас 12—13. Поэтому названная цифра, по большому счету, низкая. Беспокоит то, что эффективность выращивания рапса не возрастает, а результат достигается в основном за счет увеличения посевных площадей. По сравнению с 2007 годом они увеличились вдвое.

— Это плохо?

— Рапс — не монокультура. Его можно выращивать на одном месте раз в четыре года. Из-за отсутствия рынка земли это означает, что фермеры будут сеять его на одном и том же месте из года в год, а следовательно — будут истощать почвы. Кроме того, рапс составляет конкуренцию хлебным культурам. Чем больше будут сеять рапса, тем меньше возможностей обеспечить зерновую отрасль. Если так будет продолжаться, то Украина станет еще и экспортером масличных и зерновых культур. Животноводства у нас не будет, сахарную отрасль мы потеряем, только в некоторых регионах останется овощеводство.

— Президент недавно критиковал правительство за недофинансирование государственных программ, в том числе и аграрных. Как вы это расцениваете?

— К сожалению, я не располагаю последней статистикой относительно того, сколько государством выплачено субсидий. Настолько мне известно (месяц назад я видел статистику), все шло по плану.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать