Алхимия снова входит в моду
Чем больше печатается денег — тем их реально становится меньше![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19981105/4212-11_0.jpg)
Реалии экономического поведения Украины напоминают известный анекдот: смотрю — желтое, понюхал — воняет, взял на зуб — точно, «оно». Доколе же Украина будет смаковать это самое «оно»? А ровно дотоле, доколе в химии будет господствовать алхимия, а в экономике будут править бал алхимики от экономики.
Украина на собственном опыте убеждается в том, что самые лучшие ошибки — собственные ошибки. А чтобы они не забывались, их нужно периодически повторять. Ведь только дураки учатся на чужих ошибках. Мы же не такие. Будем учиться на своих. Знай наших. Мы и не такое можем отчебучить, доказать, что законы экономики в Украине иные, нежели в целом мире.
Иные характеристики, видимо, трудно употребить в стране, пережившей неслыханную в мирное время инфляцию. Только в 1993–1995 годах цены на потребительские товары выросли в 2,2 тысячи раз. Но, видите ли, оказывается этого маловато. Изо всех уголков, на различных уровнях начинают все громче звучать голоса: экономика задыхается от нехватки денег, соотношения денег и валового внутреннего продукта недостаточно для нормального развития украинской экономики. За этим «словоблудием» простым соотечественникам не всегда удается уловить, к чему оно идет, чем же это пахнет? Что это говорят те, кто всегда выступает «защитниками трудящихся»?
А пахнет оно протухшим нафталинным словом — эмиссия. Для тех, кто забыл это слово, хоть несколько лет назад и крестился, услышав его, напомню: означает оно выпуск в обращение дополнительного количества денег.
Оказывается, все очень просто. Для полного счастья нам не хватает напечатать дополнительных денег. Единственное тогда непонятно: почему тогда это «счастье» не сделали давно. Ведь все так просто: напечатай дополнительные деньги, раздай людям и все купаются в «добре». От такого способа осчастливливания людей мы еще не можем отмыться с 1993 года, когда вследствие роста потребительских цен более чем в 100 раз — в 3 раза упала реальная заработная плата граждан, а значит и сектора экономики, связанные с потребительским спросом населения.
В свое время алхимики оперировали какими угодно вещами для получения золота. Наши доморощенные алхимики тоже оперируют любыми аргументами, забывая единственное, главное — истину реальной экономической жизни в Украине.
Результатом эмиссионного «спасения» экономики является только ухудшение ее состояния. И чем больше печатается денег, тем их реально становится меньше. Так, в 1993 году, при увеличении количества денег в обращении (так называемого показателя М2) в 19,3 раза, реальная стоимость этих денег уменьшилось более чем в 5 раз. Поскольку цены за это же время выросли в 102,6 раза (19,3 : 102,6 х 100 = 18,8%). В результате количество денег на единицу валового внутреннего продукта не растет, а наоборот, уменьшается. В начале 1993 года, года наивысшей в Украине инфляции, на 100 гривен выпущенной продукции в обращении было 50 гривен. Закончился год с показателем в 32,5 гривни. И эта цифра продолжала снижаться, поскольку и в следующие годы станок печатания новых денег работал весьма мощно.
Количество денег
на 100 гривен валового внутреннего продукта (на 1 января соответствующего года)
1993 1994 1995 1996 1997 1998
50,0 32,5 26,7 12,6 11,1 13,5
Такая работа печатного станка помогает производству как мертвому примочки. Оно неминуемо деградирует, спад его усиливается. Обусловленная эмиссией инфляция пожирает средства экономики. Возможности производства уменьшаются в связи со снижением оборотных средств предприятий. За 1993 год оборотные средства предприятий Украины выросли в 38,4 раза (с 6 до 228 триллионов карбованцев). Пользы это, врочем, никакой не принесло. Так как за них можно было купить только 37% (6: 228 х 100) того, что могли купить предприятия в начале 1993 года.
Вторым фактором спада производства является падение доходов населения. Только в 1993 году реальная заработная плата уменьшилась в 3 раза. Падает покупательная способность населения — неминуемо уменьшаются объемы производства.
С упорством, достойным лучшего применения, украинские алхимики пытаются доказать, что эмиссия может помочь экономике, что она не всегда приводит к росту потребительских цен. Появляется даже теоретическое обоснование так называемой точковой, целевой эмиссии, под конкретные проекты оживления производства. Звучит приятно. Для простачков. Это же не что иное, как очередной вариант вешания лапши на уши.
Пора бы уже знать, что не бывает целевых денег, выпущенных в обращение Национальным банком Украины. Они тут же растекаются по всей экономике, оседая на счетах других предприятий и у населения. А дальше они идут на потребительский и валютный рынок. Поскольку наши предприятия связаны с тысячами других. Предприятие, которое якобы спасают, оплачивает продукцию или услуги других предприятий, платит заработную плату своим рабочим.
Пора бы уже знать, что вся выпущенная продукция государства имеет натурально-вещевую и стоимостную структуру. С одной стороны, это определенный набор товаров и услуг: металл, уголь, электроэнергия, одежда, обувь, мясо, хлеб и т.д. С другой, — это их определенное стоимостное измерение. Но это два среза одного и того же выпуска продукции. В натуральном выражении продукции больше не производится, но ведь очень хочется больше. И ее становится больше. Только в стоимостном выражении за счет раздувания цен. Зато уменьшается вследствие указанных ранее причин выпуск в натуре. «Богатеют» наши граждане только большим давлением на собственные карманы.
Появление чудодейственных версий спасения украинской экономики является закономерным следствием бездеятельности, когда реформы подменяются разговорами о них, когда вместо устранения причин борются с их последствиями.
Да, восстановление экономического роста нуждается в увеличении платежного спроса в экономике. Но чтобы в ней стало больше денег, не нужно печатать новые деньги. Это феномен гашения лесного пожара пожаром. Т.е. только ценовая стабильность позволяет говорить об обеспечении покупательной способности денег.
Динамика инфляции и увеличения реальной денежной массы*
Инфляция Реальная
(разы, %) денежная
масса
1993 в 102,6 г. -81,2
1994 401,1% +33,2
1995 181,7% -24,4
1996 39,7% -5,7
1997 10,1% +25,3
* Реальная денежная масса определяется делением денежной массы в действующих ценах на индекс цен.
Пусть не удивляет никого 1994 год, в котором якобы при огромной эмиссии реальная денежная масса выросла. Нужно вспомнить условия этого года. В этот период искусственно сдерживалась инфляция. Прорыв произошел в ноябре-декабре, когда цены соответственно выросли на 72,3 и 28,4%. Инфляция за эти два месяца просто не успела «съесть» деньги. Она это сделала в дальнейшем. Потому что еще несколько месяцев 1995 года экономика ощущала последствия такого сдерживания цен и эмиссионного лечения экономики.
Реальный и довольно значительный рост денежной массы состоялся только в 1997 году — году самой низкой в Украине инфляции. За целый год цены поднялись только на 10,1%.
Дальнейшее увеличение обеспечения экономики деньгами возможно за счет инвестиций. Именно инвестиции оживляют производство, создавая цепи экономического роста. Любое оживающее или новообразованное производство дает толчок всей экономике, расширяет платежный спрос, сбыт продукции, а следовательно, и производство. Новое «живое» предприятие покупает продукцию других производств (следовательно, они тоже оживают), бюджет получает дополнительные доходы, а значит — получают их и работники бюджетной сферы. А это опять же дополнительный сбыт продукции.
Инвестиции нуждаются в двух вещах: финансовой стабильности и благоприятном инвестиционном климате. Второй у нас никогда не было. Сейчас уже исчезла и первая. Прислушивание к советам алхимиков приведет к тому, что только еще тяжелее и болезненнее будет путь достижения этих двух условий.
Собственный украинский опыт показывает: очень легко потерять достигнутое. Труднее его восстановить. Всего за три года (1993 — 1995) количество денег на 100 гривен валового внутреннего продукта уменьшилось в 4 раза (с 50,0 до 12,6 гривен). Восстановить их удалось только до 13,5 гривен. Эмиссионное «лечение» украинской экономики может привести к новому резкому уменьшению денежного обеспечения украинской экономики.
Так, может, хватит заниматься колдовством, а повторить то, что делали все другие страны и что позволило выйти им на дорогу экономического процветания?
Выпуск газеты №:
№212, (1998)Section
Экономика