Альтернативное топливо против монополии
Котлам, обогревающим Европу, трудно выйти на отечественный рынокСпециалисты высоко оценивают потенциал Житомирщины во внедрении альтернативных видов топлива. Область имеет практически неограниченные запасы отходов растениеводства в аграрном секторе и переработки древесины — в лесном. Более того, в Житомире создан и действует мощный энергохолдинг «Кригер» (не единственное ли предприятие в Украине такого плана), включающий в себя ряд родственных компаний, способных обеспечить построение «под ключ» бизнеса, связанного с выработкой тепловой энергии на альтернативных видах топлива.
На уровне планов и деклараций все слаженно. В сентябре 2010 года облсоветом была принята Региональная программа повышения энергоэффективности на 2010—2015 годы. Вроде бы можно констатировать позитив — за четыре предыдущих года, отметил в разговоре с «Днем» начальник Главного управления промышленности и развития инфраструктуры облгосадминистрации Василий СУХОРАБА, потребление газа в области уменьшилось с 1,1 миллиарда кубометров до отметки 865 миллионов кубометров, зафиксированной в прошлом году. Однако достигнуто это, прежде всего, за счет остановки производства на старых предприятиях с газоемкими технологиями, например, на фарфоровых заводах, а еще благодаря внедрению энергосберегающих технологий и альтернативного топлива в промышленности. В то же время, по словам начальника отдела энергетики и энергосбережения указанного выше управления Евгения ДИДОВСКОГО, предыдущая аналогичная программа, принятая на 2007—2010 годы, по крайней мере, в бюджетной сфере выполнена приблизительно на 3%. Из 17 пунктов по замене газа на альтернативное топливо на объектах «социалки» реализовано лишь несколько. Главная причина, которую он называет, — отсутствие поддержки из госбюджета, на которую была рассчитана основная часть запланированных мероприятий. В целом, отмечает Дидовский, только один раз из госбюджета в 2007 году было выделено 3,2 млн грн, которые были использованы в основном на внедрение в бюджетных учреждениях котлов, работающих на отходах лесопереработки, другого растительного сырья и которые производят на житомирском котлозаводе «Кригер».
Однако масштабного применения кригеровских технологий в регионе не наблюдается — в разговоре с «Днем» глава холдинга Леонид КРИГЕР подчеркивал, что его продукция известна во Франции, Испании, Португалии, России, других странах, а меньше всего этих котлов в Украине, на Житомирщине их тоже негусто. Хотя руководители региона, в частности, глава облгосадминистрации Сергей Рыжук, активно выступают в поддержку компании. В таких условиях бизнесмен предложил инвестиционный проект, который предполагает внедрение в Областной психиатрической больнице №1 и Областной детской больнице (обе расположены в пригороде Житомира) котлов на альтернативном топливе, поскольку это самые крупные потребители голубого топлива в бюджетной сфере. Свой вклад в виде соответствующего оборудования (котлы уже изготовлены), его монтажа, организации эксплуатации и сервиса он оценивает в 9 миллионов гривен. Поставлять тепло планировалось по цене, которая на 45% ниже, чем эти больницы платят сейчас, окупать проект собирались будущими платежами за него. В упомянутой Региональной программе повышения энергоэффективности на 2010—2015 годы предполагалось, что в 2011 году котельные обеих больниц должны перейти на альтернативное отопление, годовой экономический эффект указывался в суммах более 2 млн грн для каждой со сроком окупаемости 2,5 года. Впрочем, ООО «Кригерэнергия», входящее в энергохолдинг «Кригер», два года подряд (последний раз в конце декабря прошлого года) проигрывает конкурсы на поставку тепла этим объектам. Сам Л. Кригер считает, что тендеры (в нынешнем году их организовывали специальные конкурсные комитеты названных учреждений) проводились так, что шансов на выигрыш у компании «Кригерэнергия» практически не было. И в целом система закупок на средства госбюджета или местных бюджетов настолько несовершенна, что при желании их хозяев все может быть выписано под того, кого они хотят. Жалобы на результаты последнего конкурса по областной психиатрической больнице направлены в прокуратуру области и в Антимонопольный комитет Украины, который принял их заявление к рассмотрению.
Впрочем, по убеждению бизнесмена, дело надо рассматривать в намного более широком аспекте — оплата энергоносителей относится к защищенным статьям государственного и местных бюджетов, то есть выделение средств для этого гарантировано. А механизм, который стимулировал бы заинтересованность конкретного руководителя в их экономии, отсутствует. И определенные люди, занимающиеся управлением в стране, не заинтересованы в расширении использования альтернативного топлива. Основной его противник — монополист, поставляющий тепловую энергию или сырье для получения тепловой энергии. И на сегодняшний день его фирма со своим теплом на дровах, древесных и растительных отходах пытается войти туда, где все имеют свои квоты и свой интерес.
Аргументы другой стороны — «День» обратился за комментарием к главному врачу Житомирской областной психиатрической больницы №1 Виктору Шумлянскому — в основных аспектах следующие: котельная учреждения лишь несколько лет назад была модернизирована, поэтому есть большие сомнения в необходимости новой реконструкции. Кроме того, Виктор Шумлянский не уверен в корректности экономических расчетов ее эффективности, учитывая, что их делало предприятие самого Л. Кригера. Уже упомянутый Евгений Дидовский также говорил «Дню», что новые котлы, которые установлены в этих больницах, позволили на 30% сократить потребление газа. И он считает более неотложной задачей реконструкцию старых котельных в области.
На информационный запрос автора этих строк на предмет того, чем будут компенсированы потери областного бюджета и потеря возможности экономии природного газа в результате невыполнения позиций Региональной программы повышения энергоэффективности, направленный на имя первого заместителя председателя облгосадминистрации Николая Олещенко, получены практически однотипные ответы. Суть их — причиной срыва планов стало отсутствие средств на их реализацию, которые предполагалось выделить из госбюджета, кроме того, государственной целевой экономической программой энергоэффективности на 2010—2015 годы (полное название ее значительно длиннее. — В.К.) подобные компенсации не предусмотрены. Итак, круг замкнулся — нет средств на реализацию, на компенсации — и подавно.
Выпуск газеты №:
№26, (2012)Section
Экономика