АМК требует независимости
Иначе, считает эксперт, в Украине будет сохраняться экономика недобросовестной конкуренцииНе будет ошибкой утверждать, что среди главных причин упадка экономики нашей страны далеко не последнее место принадлежит такому явлению, как отсутствие настоящей рыночной конкуренции. Скажем, цены на бензин у нас поднимаются почти синхронно во всех сетях и на всех АЗС. Не слишком отличаются и цены на продовольствие. Сплошной монополизм господствует в области ЖКХ. Как избавиться от этого? Нужно ли в очередной раз изобретать велосипед, или, возможно, дешевле будет использовать опыт, приобретенный в мире?
Старший экономист Центра экономической стратегии Марта Кузьмин рассказывает, что в 1990-х годах в Австралии была проведена комплексная реформа, целью которой было увеличение конкуренции на рынках. «Ее результаты поразили, — отмечает она, — страна достигла ежегодного роста ВВП 3%. И это был очень хороший показатель, учитывая то, что в те времена главные экономические партнеры Австралии — азиатские страны — переживали экономический кризис. Австралия же снизила безработицу до уровня 5% — это был лучший показатель с начала 1970-х годов, и это позволило стране догнать по уровню жизни население Соединенных Штатов Америки».
«Изучив этот опыт и проанализировав ситуацию в Украине, — продолжает эксперт, — мы определили четыре основных направления, которые помогут и нам увеличить конкуренцию на рынках. Поэтому в нашем первоочередном внимании нуждаются естественные монополии и смежные рынки, антиконкурентное поведение фирм, регуляторные ограничения конкуренции и так называемый конкурентный нейтралитет». В секторах, где работают главным образом естественные монополии, по словам Кузьмин, регулируемые тарифы и отсутствие конкуренции привели к тому, что там нет частных инвестиций даже в таких приватизированных компаниях, как облэнерго.
Подчеркнув, что в Украине уже есть своя история антимонопольного законодательства и соответствующего ведомства, Кузьмин указывает, что среди других стран в этом направлении она, однако, никоим образом не является лидером. По трем таким составляющим индекса глобальной конкурентоспособности, как степень доминирования компаний на рынке, интенсивность конкуренции и эффективность антимонопольной политики, мы соответственно на 99, 98 и 136 местах. Среди причин нашего отставания, как показывает анализ, то, что в АМК Украины очень большое количество персонала при маленьком бюджете и чрезвычайно большое количество дел в рассмотрении. «Следовательно, АМК вынужден рассматривать мелкие и не очень влияющие на состояние рынка дела. И ему уже не остается ни временных, ни человеческих, ни и финансовых ресурсов на то, чтобы расследовать сложные случаи», — говорит экономист.
Она также считает, что в случае, когда на рынке много государственных регуляторных ограничений, это мешает выходу на рынок новых компаний и, соответственно, созданию конкуренции. Это утверждение Кузьмин поддерживает примером из фармацевтического рынка. «Ассортимент препаратов в украинской аптеке намного меньше, чем, например, во Франции, — говорит она. — Не в нашу пользу и цены на лекарства того же производителя. В Украине они иногда в 2–3 раза выше, чем, скажем, в Венгрии или Грузии». Чтобы избавиться от таких недостатков, Кузьмин предлагает применять в Украине для анализа регуляторных актов методику USAID, так как она достаточно проста и ею смогут свободно пользоваться специалисты регуляторных органов.
Директор по экономическим исследованиям отдела конкурентной политики Министерства юстиции США Рассел Питтман также призывает изучать зарубежный опыт в деле антимонопольной регуляции естественных монополий. Это, по его словам, действительно позволит привлечь инвестиции в экономику и улучшить ситуацию. Он отмечает, что в Украине очень важно создать конкуренцию в перевозках по железной дороге. Можно реструктуризировать грузовые перевозки таким образом, что они станут очень прибыльными, отмечает эксперт.
Проект закона, который мининфраструктуры недавно подало в Раду, содержит одну из моделей такой реструктуризации, указывает специалист. В нем предлагается провести приватизацию, привлечь частные инвестиции. Здесь использован опыт Румынии, Польши, Германии, согласно которому государственная компания сохраняет монополию только на железнодорожные пути, а подвижной состав передается частникам. В таком случае они платят за использование путей.
Опыт Польши и румынских железнодорожных компаний показывает, что они могут конкурировать с «Укрзалізницею», поставляя в Украину свои локомотивы и вагоны. «Я убежден, что «Укрзалізниця», конечно после реструктуризации, в этом состязании не проиграет, — отмечает Питтман и добавляет: — Если Рада примет железнодорожное законодательство, то у вас будет ситуация, подобная Польше, Румынии, Мексике». «Но я не очень верю, что Украине удастся быстро создать действительно конкурентный рынок электроэнергии» — прогнозирует специалист.
«Мы занимаемся защитой и развитием конкуренции, а также следим за лучшими мировыми практиками», — отмечает первый заместитель главы Антимонопольного комитета Украины Мария Нижник. Но, по ее мнению, любая конкурентная реформа или любое развитие конкуренции в действительности имеет три составляющие. Первая — государственная политика, направленная именно на развитие конкуренции, развитие секторов экономики, направленная на стимулирование и появление новых товаров на наших рынках. Второе — это состоятельные институционные регуляторы, которые отвечают за определенные сферы развития экономики и применяют правила, направленные на защиту конкуренции. Третье — это наличие законодательства о защите экономической конкуренции, говорит Нижник.
«Дню» показалось, что топ-менеджер АМК слишком уж теоретизирует. А какие конкретные значительные дела вы в настоящий момент рассматриваете, спросил «День» и имел возможность убедиться, что антиконкурентное ведомство имеет и довольно большую практику. Так, по словам Нижник, комитет рассматривает дело против российского «Газпрома» и в части транзита газа через территорию Украины, и в части поставки топлива. Есть дело относительно злоупотребления монопольным положением на рынке поставок электроэнергии компанией ДТЭК. Ведется расследование относительно недобросовестной конкуренции на рынках табака и фармации.
Нижник также отмечает, что в АМК очень хорошая команда уполномоченных (так называются члены комитета), но важно, чтобы и остальные (всего в АМК 600 сотрудников) имели такой же уровень образования, опыта, желание и мотивацию, потому что люди, которые расследуют дела на сотни миллионов гривен, должны получать достойную заработную плату. Кузьмин отмечает то, что АМК необходима функциональная, институционная и финансовая независимость. А первый глава АМК в Украине, председатель общественного совета комитета Александр Завада, указывает, что впереди у АМК еще огромная работа, так как в Украине до сих пор, через почти 25 лет с момента создания АМК, сохраняется экономика недобросовестной конкуренции.
Выпуск газеты №:
№76, (2016)Section
Экономика