Перейти к основному содержанию

Антимонопольный комитет не Робин Гуд

О влиянии на цены и бизнес во время карантина
05 мая, 18:44

Новости по COVID-19 в последние месяцы монополизировали мировое информационное пространство. Изменения почти сразу коснулись и бизнеса. Правительства большинства стран вводят меры поддержки для наиболее уязвимых бизнесов, чтобы те пережили период карантина и экономического спада, а предприятия «критической инфраструктуры» получали надлежащие стимулы.

Однако если есть пряник, то должен быть и кнут. Очевидно, что изменения, которые привели к вынужденному простою или даже закрытию многих бизнесов, для других имели положительный экономический эффект. Рост спроса на товары первой необходимости, в том числе продукты питания, лекарственные средства и медицинские изделия (к примеру — маски) уже успел породить целую кучу шуток.

Прибыли компаний, вызванные повышением цен, спроса или сокращением расходов, не остаются без внимания конкурентных ведомств. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) уже начал проактивно и публично коммуницировать с ключевыми игроками топливного ритейла для снижения цен на топливо. Также Комитет опубликовал предостережение относительно недобросовестной рекламы лекарственных средств, которые якобы лечат / обеспечивают профилактику коронавируса.

Однако для правильного понимания проблематики и процессов, на которые может повлиять Антимонопольный комитет, нужно окунуться в причины роста цен, исчезновения товаров с полок или иных рыночных колебаний и сопоставить это с пониманием сферы полномочий комитета. Только тогда можно сделать необходимые для бизнеса выводы: как не подвергнуться штрафу АМКУ в условиях карантина.

Комитет не может заставить компанию снизить цену на продукцию или же — предоставить льготы потребителям. АМКУ не является органом ценового регулирования. Вопросы регулирования предельных цен на противоэпидемические и некоторые другие социально значимые товары пока входит в полномочия Кабинета Министров Украины.

Задача Комитета состоит в том, чтобы на рынках продажи товаров или реализации услуг существовала настоящая и здоровая конкуренция, от которой выгоду получают в первую очередь потребители. Для этого у АМКУ довольно широкий спектр инструментов:

Во-первых, комитет контролирует концентрации компаний (слияние, поглощение и т.д.) и согласованные действия между ними (обязательства не конкурировать, совместные закупки у поставщиков и т.д.) через имеющуюся разрешительную систему. Таким образом АМКУ может предупреждать наличие проблем, связанных с конкуренцией.

Во-вторых, уполномочен контролировать сферу государственной помощи, а также может рассматривать нарушения, связанные с антиконкурентными действиями органов государственной власти и местного самоуправления, — так контролирующий орган может исправить ситуацию в случае, если вмешательство государства или местных властей искажает конкуренцию.

В-третьих, АМКУ имеет инструменты для предотвращения недобросовестной конкуренции на случай, если какая-то компания захочет повысить собственные продажи путем обмана покупателей или копируя бренд или дизайн продукции успешного конкурента.

В-четвертых, он может прекратить злоупотребления монополиста или доминирующей компании и противостоять заговорам между конкурентами, которые имеют существенное влияние на потребителей в конечном случае.

АМКУ во время карантина интересуется фактам завышения цен, которые могут свидетельствовать о злоупотреблении доминирующим положением или о заговоре на соответствующем рынке. Однако его целью будет прекращение злоупотреблений и восстановление нормальной конкуренции на рынке (с возможным наложением строгих санкций) и отнюдь не контроль и мониторинг цен, которые часто лихорадит в бурные времена пандемии. К тому же все должны понимать, что расследование определенных дел, в частности дел о заговоре конкурентов, довольно является сложным и длительным процессом. Именно поэтому несправедливо ожидать от комитета полноценных расследований и быстрых решений (которые потом, как это часто бывает, успешно оспариваются в судах) по таким делам в течение ближайших недель или месяцев.

ПРАКТИКА ВО ВРЕМЕНА ПАНДЕМИИ

Однако это все сухая теория. На практике, к сожалению, мы видим случаи, когда Антимонопольный комитет пытается играть на опережение и бороться точечно именно с ценовыми скачками или определенным уровнем установленных цен. К таким примерам можно отнести вышеупомянутую коммуникацию комитета с топливными ритейлерами, а также громкие дела на фармацевтическом рынке, в рамках рассмотрения которых за обход жесткого ценового регулирования дистрибьюторам к ответственности привлекли еще и производителей лекарственных средств. Такие действия комитета напоминают симптоматическое лечение простуды — фокусируясь на решении ценового вопроса, комитет забывает, что только наведя порядок с конкуренцией на проблемных рынках в целом, можно устранить вредоносный возбудитель и добиться системных результатов.

Однако на время карантина в Украине очень высока вероятность того, что комитет будет пытаться применять именно такой, «симптоматический» способ лечения конкурентных проблем. И в нынешней сложной ситуации не стоит винить комитет в непрофессионализме, ведь такие «противопожарные» меры могут действительно иметь эффект в краткосрочной перспективе, что сейчас крайне необходимо.

СОВЕТЫ ДЛЯ БИЗНЕСА

Уже сейчас мы слышим первые «тревожные звоночки» от территориальных отделений АМКУ, которые обращают внимание на повышение цен на медицинские товары и продукты питания. Какие же «болевые точки» могут проявиться у бизнеса в новых условиях и как эффективно противостоять ожидаемым антимонопольным вызовам?

Как банально это бы ни звучало, но так называемая «домашняя работа» в разрезе соблюдения антимонопольного законодательства особенно необходима сейчас. В частности, если бизнес в эти времена демонстрирует хорошие показатели, целесообразно задуматься над сохранением тяжело заработанного и уделить внимание выявлению возможных антимонопольных проблем и их устранению. Стоит понимать, что риск заключается не только в потенциально повышенном внимании комитета к бизнесу сейчас, но и в возможности конкурентов, контрагентов или даже потребителей обратиться с жалобами в комитет уже после завершения активной фазы борьбы с COVID-19.

Наиболее эффективным и действенным решением будет провести предварительную проверку бизнеса исходя из сферы полномочий АМКУ. Только такой подход может обеспечить уверенность в завтрашнем дне. Нельзя исключить того, что АМКУ, начав проверку причин роста цен на продукцию или услуги компании, впоследствии обратит внимание на непрозрачную историю формирования группы, к которой такая компания принадлежит, и выявит факты нарушений законодательства в разрезе неполучения разрешений на концентрацию или согласованные действия.

Именно поэтому целесообразно будет «пройтись» по всем возможным сферах, где свои полномочия может применить комитет:

• проверить историю формирования группы компаний на предмет получения необходимых разрешений на концентрацию или согласованные действия;

• проверить наличие прямых и косвенных государственных льгот, дотаций или преференций и их соответствие законодательству;

• проработать имеющиеся маркетинговые активности на предмет соответствия законодательству о защите от недобросовестной конкуренции;

• провести анализ на наличие у компании монопольного или доминирующего положения на рынке (что может неожиданно стать реальностью в условиях карантина, когда конкуренты могут неожиданно выпасть из игры), отсутствие злоупотреблений рыночной властью или согласованного с конкурентами поведения и обратить внимание на ценовую политику компании.

Действительно, хотя повышение цен или изменение других коммерческих условий и не обязательно свидетельствуют о нарушении конкурентного законодательства, следует понимать, что такое поведение может служить триггером для внимания Антимонопольного комитета.

Бизнесу нужно иметь экономическое обоснование той или иной ценовой политики компании, особенно в такие бурные времена. Мы уже слышали неоднозначные публичные заявления представителей комитета о том, что в условиях карантина бизнес должен быть настолько социально ответственным, что даже включение в расходную часть продукции или услуг средств, потраченных на мероприятия эпидемиологического защиты, может быть недопустимым. Несмотря на такие заявления, наличие детального и надлежащего обоснования повышения цен или изменения других коммерческих условий поможет бизнесу избежать негативных последствий и чувствовать себя уверенно в случае возможных коммуникаций с комитетом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать