Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Атипичный труд как драйвер роста?

Словом будущей эпохи в экономике будет индивидуализм, — глава регуляторной службы
13 декабря, 18:48
ФОТО REUTERS

Весьма модная сегодня атипичная занятость, в частности так называемый сетевой маркетинг (названия соответствующих компаний мы не приводим — они у всех на устах), являющийся сегодня флагманом и наиболее успешным сегментом прямых продаж в нашей стране, имеет для занятых в этой сфере людей и теневые стороны. Эксперты Центра социальных и трудовых исследований (ЦСТИ) провели при поддержке Фонда Фридриха Эберта в Украине исследование об атипичной занятости и пришли к выводу, что в Украине все чаще используются «гибкие» и не совсем законные формы занятости.

«ОДОЛЖЕННОЕ» ВРЕМЯ

В ЦСТИ уверены, что разрушение обычных трудовых условий создает риски для государства, здоровья работников и благосостояния (особенно женщин и молодежи). В работе отмечается, что предприятия, даже после уменьшения ЕСВ и повышения минимальной заработной платы далеко не всегда оформляют трудовые договоры. Они также не извещают фискальную службу о найме работников или же подменяют трудовые договоры гражданскими. Это лишает людей права на достойную пенсию и безопасные условия труда.

В работе приводятся данные о том, что в 2016 году инспекторы по труду выявили нарушения в отношении  больше 4700 работников (больше 60% из них работали без извещения ГФС, то есть в тени). Нарушения допускают даже бюджетные учреждения. Они используют такие элементы атипичной организации труда, как перевод работников на неполное рабочее время (иногда при сохранении объема работ), срочные договора и псевдосовместительство. Без ограничений применяется так называемый «одолженный труд», когда люди «работают» на те или иные предприятия во временных агентствах занятости. (Их обычно увольняют в первую очередь).

По словам координатора Фонда Фридриха Эберта Марии Ткаченко, причинами распространения атипичной занятости в мире являются усиление конкуренции, глобализация рынка труда, расширение сектора услуг (в ущерб промышленности), трудовая миграция. Но если в богатых странах ЕС атипичная занятость, по словам Ткаченко, является выбором работника, то у нас она продиктована условиями жизни и часто безработицей.

НАЧАЛЬНИКИ... СВОЕЙ ЖИЗНИ

Но труд в нашей стране стремится быть не менее изобретательным, чем капитал. «Еще вчера мы, молодые люди, задумываясь о своем будущем, стремились стать чиновниками, — вспоминает глава совета директоров Украинской ассоциации прямых продаж Томаш Мурас.   — А новое нынешнее поколение предпочитает работать исключительно на себя. Они хотят работать столько и там, где они хотят, и с тем, с кем хотят».

«Следовательно, — делает вывод Мурас, — индивидуальное предпринимательство — это драйвер роста, потому что нынешние молодые люди хотят сами быть начальниками своей жизни». Он рассказывает о распространенной сейчас на западе модели, когда человек может работать одновременно в трех ипостасях.

Например, с утра он таксист для своих соседей, машина которых, скажем, в ремонте. «Почему бы не заработать $50?», не сомневается в таком образе жизни и труда топ-менеджер. На вечер он может пригласить на ужин приятелей и угостить их фирменным блюдом — курицей (за $200). Естественно, на столе есть и вино. За руль после этого не сядешь. И в распоряжение друзей поступает свободная комната. Так Мурас становится из повара и официанта еще и отельером. И все это, по его словам, прямые продажи, которые возможны только при условии доверия.

БУДУЩЕЕ УЖЕ СЕГОДНЯ

«Представляете, лично у меня сегодня может быть одна работа, а завтра — пять», — с энтузиазмом рассказывает о своей жизни глава ассоциации. Так работают сегодня, по его словам, очень многие, а завтра этот пример подхватят почти все. «Это еще трудно себе представить, но тенденция очевидна, — заверяет Мурас,           — ведь мы все хотим и можем работать на себя, без всякого офиса, но, тем не менее, участвуя, таким образом, в деловой экономике своей страны». «Такой бизнес более современный, потому что и мы сами, и те люди, которым мы напрямую продаем товары или услуги, улучшаем свою жизнь. Мы видим большие возможности прямых продаж. Будущее                — это уже сегодня», — отмечает глава ассоциации.

Исполнительный директор Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж Тамуна Гобилая отмечает, что в мире такие продажи составили в прошлом году $183 миллиарда. Этим занимались 107 миллионов независимых предпринимателей. В мире, по ее словам, существует 23 рынка, объем прямых продаж на которых превышает миллиард долларов. Гобилая надеется, что вскоре и Украина войдет в их число.

«Словом будущей эпохи в экономике будет индивидуализм, — предсказывает глава Государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина. — Прямые продажи основаны на индивидуальном общении. И глубоко не правы те, кто говорит, что частные предприниматели          — это какой-то «недобизнес» и не стоит на нем концентрироваться». Она уверена, что именно в самозанятости, в индивидуальном бизнесе будет расти количество работников. «Мы будем делать все, чтобы создать условия для развития предпринимательства, чтобы люди, занимающиеся прямыми продажами, могли реализовать свой потенциал, свое творчество», — уверяет чиновница.

БЕЗ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ

Виталий Дудин соглашается с тем, что стандартный труд постепенно исчезает, тогда как нетипичный распространяется быстрыми темпами.  Отвечая на вопрос «Дня» в отношении прямых продаж, он отмечает: «Такая привычная для Украины форма труда, как самозанятость или работа на условиях ФЛП, во всем мире  считается атипичной и, на самом деле, она себя уже дискриминировала во всех цивилизованных странах. У нас такие «псевдопредприниматели» не имеют отпуска, не могут получить больничный, уйти в отпуск в связи с рождением ребенка. Даже помощь по безроботице не всегда могут получить. А их пенсия будет низкой. Отсутствует охрана труда, не соблюдается установленное законодательством рабочее время».

«Самозанятые в социальном плане являются дискриминированными и проигрывают, — констатирует эксперт, и это не их выбор, а выбор экономически более сильной стороны — компаний-работодателей, с которыми они, чаще всего, работают». «В цивилизованном мире против этого имеются различные предохранители,               — добавляет Дудин, — в Бельгии даже учитывается, работаете ли вы с одним контрагентом. Если это так, или даже в том случае, если 50% заказов поступает от одного источника, то это воспринимается как зависимость».

«Следовательно, — продолжает эксперт, — вы не самозанятый и не ФЛП и обманываете государство, общество и фискальную службу. Вы, в таком случае, зависимый работник. А у нас ни на злоупотребления с физическими лицами-предпринимателями, ни на найм рабочей силы через гражданские договоры ограничений нет. Даже строители могут работать по гражданским договорам. Не исключено, что такой порядок может распространиться даже на шахтеров. Люди гибнут. Потому что охрана труда на них не распространяется. Мы в своем исследовании приводим пример, когда в поле травмировался аграрий, работавший по такому договору. Но никакой компенсации не получил. Работодатели ссылались на гражданские отношения, и государство в лице Фонда соцстрахования отказало ему на этих же основаниях».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать