Бельгийский плацдарм на «Десне»
Отсюда на украинское пиво распространяется европейское качество
Говорит коммерческий директор Черниговского пивкомбината «Десна» Василий Шпакович: «Выжить на рынке и стать его лидером нам помогают известная торговая марка брэнд «Черниговский», дизайн нашего товара и, конечно, главное — качество продукции. Причем вкладывать деньги в качество мы стали в результате сотрудничества с фирмой Interbrew».
У координатора фирмы Interbrew в Украине Хенка ван Гелдерена свои мотивы: «Три года тому назад стало ясно, что Украина — очень интересный рынок по пиву, здесь огромный потенциальный спрос. В 1990 году на одного человека в среднем приходилось 25 литров. Сегодня — тринадцать. Из всех заводов мы выбрали «Десну», потому что здесь хорошее и столь же хорошо сохраненное оборудование, квалифицированный менеджмент, который мы не намерены менять. Здесь также отличная вода. Мы удовлетворены нашим партнерством. «Десна» сегодня — это 11% рынка и третье место на нем. Мы растем очень быстро. У нас большие амбиции. Чтобы их удовлетворить, мы ориентируемся на три цели: качество, стабильность и сервис».
Между тем комплименты предприятию, расточаемые сегодня г-ном Гелдереном, не означают, что инвесторы в свое время не приложили усилий для его технического перевооружения. Вместо устаревшего оборудования было установлено бельгийское, немецкое и австрийское. По словам генерального директора Валентина Мельничука, инвесторами уже вложено в обновление производства $15 млн.
Но если иностранные капиталисты предприятию помогают, то родное правительство дальше деклараций о защите производителя, как известно, не идет. В. Мельничук рассказывает об ударе, нанесенном в конце минувшего года, когда почти втрое была увеличена ставка акцизного сбора на пиво. В результате выросла цена и резко сократился объем продаж... Это абсурдное решение, к счастью, было отменено. Но пивовары потеряли 14% рентабельности. В. Мельничук опасается, что сегодня в правительстве готовится какая-то новая антипивная акция.
Тем не менее «Десна» не без участия капиталистического инвестора сохранила и приумножила социальные достижения минувших времен. Здесь по-прежнему строится жилье для работников. Полностью оплачивается оздоровление, установлена и вскоре будет повышена дополнительная пенсия.
Естественно, для этого приходится напряженно трудиться. Работник отдела продаж не без гордости сообщил, что в апреле план реализации выполнен на 153%. Женщина, управлявшая работой скоростной линии разлива (35 тысяч бутылок в час), несколько замявшись, сказала, что в минувшем месяце «поработали хорошо» и зарплата у нее (чистыми) была 750 гривен.
До линии разлива мы побывали в цехе, где пиво охлаждалось в огромных емкостях из нержавейки — танках. Им, пожалуй, никогда уже с места не сдвинуться. Но вспомнилось знаменитое «Десну перешли батальоны» и представилось, что тут, на «Десне», отличный плацдарм для наступления на Харьков, чтобы и там, на «Рогани», украинское пиво приобрело стабильное европейское качество.
Выпуск газеты №:
№87, (1999)Section
Экономика