Бензиновый рынок в заложниках мировой конъюнктуры
Первые ответы на вопрос автолюбителей прозвучали только в конце минувшей недели. Лично Президент Кучма пообещал стабилизацию цен сразу же после «подключения» к выяснению ситуации профессионалов из милиции и налоговой администрации. Согреть сердца автолюбителей призваны были и бравые заявления руководителей местных администраций, отрапортовавших о своей «всегдашней» готовности употребить административную власть против зарвавшихся спекулянтов.
Понятно, что готовность представителей всех этажей власти набросить на бензиновый рынок смирительную рубашку имеет под собой не только социалистический менталитет и незнание рыночных законов спроса и предложения, но и своеобразную трактовку причин, вызвавших резкое повышение цен на нефтепродукты. Итак, какие же объяснения ценового скачка котируются на рынке?
Начальник инспекции по контролю над ценами в Киеве Александр Середюк трактует повышение цен на нефтепродукты уменьшением их импорта из России, а также негативными ожиданиями крупных импортеров нефтепродуктов. Среди других причин роста цен сами участники рынка называют грядущее ужесточение государственного режима импорта-экспорта нефтепродуктов и повышение цен на нефтепродукты в России. Таким образом, истоки проблемы, как будто, ясны. Попробуем теперь разобраться, какие из них (названных и неназванных) отечественным автолюбителям стоит учитывать, а какие нет. Чтобы закладывать в индивидуальные бюджеты реальные расходы и не «прогореть» уже во втором полугодии.
На первый взгляд, развитие событий на бензиновом рынке дает все основания говорить о хорошо срежиссированном спектакле. Еще месяц назад все там было тихо и спокойно. Ни очередей, ни дефицита. А тут началось. Цены на основные виды нефтепродуктов ежедекадно стали увеличиваться на 10%! Неужели и в самом деле заговор? Может быть, и заговор, но только не среди наших, не в Украине. Правительственные и президентские аналитики не могли не знать, что еще полтора месяца назад вначале в северной российской столице — С.-Петербурге, а затем и в основной — Москве ни с того, ни с сего начался бензиновый ажиотаж, и цены на топливо выросли в полтора-два раза. Там тоже думали, что нужно разбираться с заговорщиками, но потом обнаружилось, что все гораздо прозаичнее.
Всем в России вдруг стало ясно, что внутрироссийские цены на бензин (а к ним накрепко привязаны и цены украинские) больше не могут стоять на месте. Это «понимание» возникло прежде всего благодаря чудесной реанимации мирового нефтяного рынка. Российские нефтяники, балансировавшие два последних года на грани и за гранью рентабельности экспортных поставок, снова почуяли запах живых денег с Запада, и сразу забыв о стагнирующих собственном и эсэнговском рынках, погнали практически все, что можно добыть, туда.
А «там» происходило следующее. Мировые цены на нефть еще к началу мая вышли на уровень конца 1997 года, т.е. поднялись с начала текущего года процентов на 50%. Если следовать версии, популярной в западных СМИ, главным виновником неожиданного бума стал ОПЕК, решивший в конце марта в очередной раз сократить объемы нефтедобычи. Но «опековской версии» явно недостаточно, чтобы объяснить чудеса на нефтяном рынке, и аналитики копают глубже, называя, по крайней мере, еще три причины бума. Во- первых, у основных стран-нефтеимпортеров, прежде всего США, стали таять запасы жидкого топлива. Во-вторых, начался долгожданный рост спроса на нефть в Восточной Азии. В-третьих, рост цен был спровоцирован войной на Балканах.
Повышение безопасности масштабных танкерных перевозок по Восточному Средиземноморью после завершения косовского конфликта, согласно западным оценкам, может привести к некоторому откату нефтяных цен. Однако до Украины эта тенденция может и не докатиться из-за того, что она просто захлебнется в России. Валютная выручка для российских нефтяников была, есть и будет главным источником денежных поступлений. Да и для российского правительства доходы от нефтяного экспорта куда важнее забот об искусственном поддержании низких розничных цен на бензин. Более того, со всей уверенностью можно утверждать, что внутренний российский (и, конечно, украинский тоже) бензиновый рынок будет оставаться заложником мировой конъюнктуры еще долго: до тех пор, пока внутренние цены на бензин будут вдвое, а то и втрое ниже мировых. Для сравнения: средняя цена 1 л бензина А-95 в Москве составляет 18—20 центов, в Киеве — 28—35 центов, а на Западе (в зависимости от страны, точнее, от налогового законодательства) бензин стоит от 50 центов до $1.
Еще один ценовой российский фактор, который стоит учитывать нашим автомобилистам, состоит в том, что правительство РФ под давлением Международного валютного фонда постарается выбрать из нефтеэкспортеров все причитающиеся ему налоги, а также будет добиваться введения нового налога на автозаправочные станции (17 июня ему пока не удалось провести соответствующий закон через Думу).
Таким образом, подведем предварительные итоги. Во-первых, нам вряд ли нужно рассчитывать на «до-ажиотажный» уровень бензиновых цен — российский экспортер к таким прогнозам не побуждает. Во-вторых, административные усилия украинских властей действительно могут сработать на стабилизацию, поскольку, с одной стороны, само правительство является большим торговцем бензина (из резервного фонда), а с другой — централизация рынка (вследствие подписанного президентского указа) однозначно оставит на нем только самых любимых торговцев. Однако, в-третьих, даже самые любимые не устоят от соблазна заработать на разнице «госрезервных» и свободных или даже экспортных цен.