Перейти к основному содержанию

Без имущества...

Правительство предлагает оставить в государственной собственности всего 300 предприятий
23 апреля, 11:16

Сегодня на рассмотрение парламента планируется вынести законопроект №1567 «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации...». Это, без преувеличения, — одиозный документ. Из почти 3400 предприятий, которые сейчас находятся в государственной собственности, согласно документу, останется почти 300.

Как рассказал в интервью «Дню» заместитель председателя парламентского комитета по вопросам экономической политики Юрий Соловей, данным документом под лозунгом «избавиться от неэффективных государственных активов» правительство хочет «своим» людям отдать остатки самых прибыльных предприятий, которые еще остались у государства. По словам Соловья, речь идет об исключении из этого списка «Турбоатома», ОПЗ, «Укрхимтрансаммиака», «Нефтегаза Украины», «Энергоатома», аэропорта «Борисполь», завода им. Малышева, «Зори» — «Машпроекта», морских портов и ряда региональных железных дорог.

Кстати, голосовать за документ в первом чтении должны были еще во вторник. Но после полного провала президентского законопроекта «О  прокуратуре» его отложили. Причина, говорят источники «Дня» в коалиции, — БПП не проголосовал бы. Следовательно скоро снова попробуют «продавить» документ, который открывает путь к приватизации  как можно быстрее.

Тема распродажи гособъектов педалируется властью довольно серьезно. Якобы в условиях кризиса бюджет не может содержать  большой балласт неэффективных активов, поэтому нужно искать им эффективного владельца. Впрочем, единого видения, как  это делать, похоже, еще нет. Обновленную госпрограмму по приватизации не обнародовали, а заявления правительственных чиновников часто отличаются. Очевидной является лишь борьба сторонников двух подходов в этом вопросе: грузинской  и литовской моделей приватизации.

Те, кто одобряет грузинскую модель, предлагают как можно быстрее все продать. Теперь эту идею пытаются «вживить» в аграрную реформу. Сделать  это помогает сопредседатель Фонда инноваций и развития Грузии  Георгий Вашадзе. «Мы продавали все, кроме совести. Это самый главный принцип приватизации», — говорит он. По его мнению, нет государственного менеджмента, который создает реальную эффективную экономику даже прибыльного предприятия. В итоге, говорит он, вся господдержка (льготы, перечисления из бюджета) выливаются в монополизм и коррупцию. В частных руках прибыльное госпредприятие может удвоить или утроить свой доход, рассказывает он о грузинском подходе. «Мы не ждали годовых аудитов, где написали бы цену предприятия на международном рынке. Утверждали базовую цену и дальше проводили открытый аукцион, где определялся победитель», — рассказывает он. По мнению Вашадзе, самое сложное и важное в этом процессе для Украины — получить доверие со стороны инвесторов, и тогда все пройдет успешно. Для этого, подчеркивает он, следует создать максимально открытую систему приватизации, чтобы на конкурс пришло много участников.

Сторонники литовского подхода, считают наоборот — спешить распродавать госимущество не стоит. Об этом опыте в интервью «Дню» рассказывал бывший дважды премьер-министром Литвы Андриус Кубилюс. Он объяснил, что  Литва в свое время не спешила приватизировать, а создавала лучшие условия, чтобы получить наибольший экономический эффект от торгов и детально прописывала условия конкурса. Литовским опытом в проведении экономических реформ, в том числе и приватизационных, с украинским  правительством сегодня делится Нериюс Удренас,  которого в конце октября прошлого года МИД Литвы отправило в Киев помогать Кабмину в имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС.

Итак, что же выбрать Украине? Пока нет единого видения, не стоит что-либо продавать, убеждают опрошенные «Днем» эксперты. При принятии решения о  распродаже, говорят они,  премьер  и его  команда должны обратить  внимание на несколько моментов.

«Приватизация несвоевременна, потому что в стране идет война. Никто не даст реальную цену объектов», — говорит «Дню» глава специальной контрольной парламентской комиссии по вопросам приватизации Борис Филатов.

Частично согласен с ним и бывший министр финансов Украины, нардеп Виктор Пинзеник. «Что такое государственное предприятие? Это когда объект передается в государственное управление чиновнику. Он распоряжается чужим имуществом и коррупционное искушение при этом — очень велико. Поэтому часто, инициируя оставление ряда объектов в государственной собственности (в том числе и в парламенте), банально защищают чьи-то интересы», — считает он. Коррупционную кормушку, продолжает он, нужно прикрыть, но не сейчас, а когда экономика хоть немного опомнится.

«Эффективная приватизация возможна даже при нынешних условиях», — заявил «Дню» бывший и. о. председатель Фонда государственного имущества Владимир Лановый. Он согласен, что оставлять гособъекты на попечении разных министерств — это сохранение коррупционного дохода для чиновников. «Государственные предприятия нужны для того, чтобы министерства «сосали» из них деньги и назначали директоров за взятки. В госсобственности должны быть только такие объекты, как, например, ретрансляция телевизионных сетей, обслуживание спутников на орбитах, навигация», — говорит он.  Поэтому, по мнению экс-и. о. председатели Фонда госимущества, основная задача Кабмина сегодня — как можно быстрее провести приватизацию, но не ради взыскания максимальной прибыли в бюджет, а с целью создания конкуренции в экономике.

Как этого достичь? «Не продавать на аукционах 100% акций в одни руки. Запретить законом приватизацию одним покупателем больше 51% акций любого предприятия, продавать мелкими  пакетами. Именно это позволит избежать сценария приватизации гособъектов под «своих», — считает Лановый. Впрочем, убежден он, даже сделав это, будет сложно избежать повторения основных тенденций приватизации 2000-х годов. Проблема в том, объясняет эксперт, что уже 10 лет страна живет по старой программе приватизации, которая устраивает олигархов.

Шанс на другие торги есть, говорит он, но лишь частичный: при условии привлечения европейцев и американцев и создания с ними совместных предприятий. «Но Европу заинтересуют 10 заводов, а тысячи предприятий — нет. Поэтому остатки будут распределяться между «своими» олигархами. Пока что иначе не может быть. Если у нас парламент олигархический, то какими могут быть действия в процессе приватизации? В пользу олигархов», — называет главный вызов для правительства Лановый.

Чтобы  этого риска избежать, продолжает в разговоре  с «Днем» председатель правления общественной организации «Перспективы Киева» Руслан Гаджимурадов,  нужно придерживаться нескольких пунктов. «Приватизацию нужно продолжать очень осторожно, без спешки, четко прописывая условия и правила игры, под контролем Антикоррупционного бюро и общественности. Этот процесс должен быть очень взвешенным и прозрачным, с привлечением зарубежных компаний и инвесторов», —  говорит он. Только так, по его мнению, правительство получит справедливую цену, эффективного владельца, избежит формирования частных монополий и не нарушит баланс интересов общин и компаний поставщиков услуг.

Прислушается ли к советам экспертов правительство? И какой из вариантов больших торгов поддержит? Возможно, ответ прозвучит на этой неделе на очередном заседании специальной контрольной парламентской комиссии по вопросам приватизации. Отчитываться на нем по всем приватизационным вопросам должен лично министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус. «День» будет следить за этим  и расскажет в ближайших номерах о деталях отчета министра.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать