Битва за лес. Второй фронт
Почему в Офисе Президента не видят в отмене моратория на экспорт древесины угрозы украинской экономике и инвестиционному климату?Мораторий на экспорт леса оказался неэффективным, потому его необходимо пересмотреть. Об этом сообщил заместитель председателя Офиса Президента Украины Владимира Зеленского Алексей Гончарук. «Идеология введения моратория на экспорт древесины была в том, чтобы прекратить незаконную вырубку. Очевидно, что этого не произошло. Это значит, что это мероприятие не достигло той цели, для которой внедрялось», — сообщил чиновник во время брифинга.
Он добавил, что «мораторий на экспорт леса не решает проблему». Поэтому администрация Зеленского планирует пересмотреть решение о запрете на экспорт древесины.
Напомним, 9 апреля 2015 года Украина впервые запретила экспорт леса-кругляка путем принятия Закона № 325-VIII.
В первой редакции данный закон просто ввел запрет всего экспорта лесоматериалов в необработанном виде из Украины на 10 лет. После сокрушительной критики со стороны разных торговых партнеров, в первую очередь ЕС, Украина в прошлом году приняла Закон № 2531-VIII, которым дополнительно к действующему запрету экспорта было предусмотрено ограничение внутреннего потребления необработанного леса и усиленная ответственность за незаконную вырубку и экспорт леса.
В январе этого года ЕС подал запрос на проведение консультаций с Украиной. Такие консультации являются первой стадией решения споров в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. Основанием для инициирования спора стал запрет экспорта необработанной древесины из Украины. Указанный спор является неординарным для Украины событием с нескольких точек зрения: это первый в истории Украины спор, который инициируется на основании Соглашения о свободной торговле; это первый спор с ЕС как в рамках Соглашения об ассоциации, так и в рамках других международных торговых организаций, например ВТО.
Украина ввела запрет (мораторий) на экспорт необработанной древесины в ЕС в 2015 году с целью борьбы с незаконной вырубкой карпатских лесов. Однако с того времени Украину назвали самым большим экспортером нелегальной древесины в Евросоюз, о чем утверждают исследования британских экологов, а сами внутренние производители жалуются на... подорожание сырья.
Медиа сообщали, что Евросоюз может начать арбитражный и судебный процесс против Украины с целью отмены моратория на экспорт леса-кругляка. Соответствующее предостережение послала еврокомиссар по вопросам торговли Сесилия Мальмстрем.
6 февраля этого года правительство утвердило всех украинских представителей в арбитражном суде, который должен рассматривать вопрос об отмене моратория на экспорт леса.
«Никакие кредиты и комплименты иностранных дипломатов не оправдают сдачу национальных интересов и не компенсируют потерю экологии, рабочих мест и промышленности!» — отреагировал на своей странице в «Фейсбуке» председатель Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства, автор законопроекта о запрете экспорта леса-кругляка Виктор ГАЛАСЮК .
И в противовес заявлению чиновника из Офиса Президента он привел официальные показатели за 2017—2018 годы, которые подтверждают эффективность внедренного моратория.
Так, по данным Госстата, выпуск продукции деревообрабатывающей промышленности (в долларовом эквиваленте) вырос на 44%, мебельной промышленности — на 45%, бумажной — на 29%.
Экспорт продукции в деревообработке (в долларовом эквиваленте) увеличился на 42%, в мебельной промышленности — на 48%, в бумажной — на 43%.
Таким образом, индекс промышленной продукции в деревообработке стал в 6 раз выше, а в мебельной промышленности в 10 раз выше, чем в целом в промышленности.
Несырьевой экспорт обработанных лесоматериалов вырос на $260 млн, облицовочных листов — на $100 млн, фанеры — на $25 млн, столярных изделий — на $70 млн, тары, поддонов из древесины — на $40 млн! В целом только по этим 5 позициям +$490 млн экспортной выручки или практически +13 млрд грн несырьевого экспорта.
В свою очередь, капитальные инвестиции в деревообрабатывающую и бумажную отрасли выросли на 50%. Привлечено 2,5 млрд грн дополнительных инвестиций. Прямые же иностранные инвестиции в деревообрабатывающую и бумажную отрасль выросли на треть. Дополнительно привлечено $130 млн иностранных инвестиций.
«Украинское общество не позволит ни одному президенту, министрам или депутатам сдать национальные интересы Украины и пожертвовать жизненной средой наших потомков и экономическими перспективами страны!» — отметил нардеп.
Деревообработчики о моратории тоже говорят в преимущественно позитивном ключе. «Ряд компаний — украинских и иностранных, инвестировали в деревообработку в Украине. Конечно, в первую очередь это коснулось того сегмента, который потреблял пиловочник хвойных пород. Известно, что до введения моратория на экспорт леса-кругляка львиная доля того, что Украина поставляла на внешние рынки, — это был именно пиловочник хвойных пород. На втором месте — технологическая древесина. Она продолжила экспортироваться под названием «топливные дрова». И по этому сегменту изменений не произошло. Положительно повлиял мораторий на переработчиков твердых пород древесины, например, дуба. Лучше себя стали чувствовать производители фанеры. Правда, и раньше из-за того, что фанерное сырье березы и ольхи является дефицитным в Украине, этот тип сырья практически не экспортировался. Была своеобразная негласная договоренность: не стоит уничтожать отечественных производителей фанеры, экспортируя сырье, а нужно предлагать ее внутреннему клиенту. Собственно, основные инвестиции после введения моратория были осуществлены в переработку пиловочника хвойных пород. Появились два больших производства и очень много сравнительно небольших, которые потребляют данный сегмент продукции», — объяснял в интервью «Дню» председатель Комитета деревообрабатывающей и мебельной отрасли Европейской Бизнес Ассоциации Богдан ЦУПРИК.
По его словам, инвесторы пришли. Однако, говорит он, не произошло того, на что надеялся бизнес: сырье не упало в цене. «Они рассчитывали, что лес будет дешеветь или хотя бы будет продаваться по той цене, которая была на момент внедрения моратория. По факту древесина существенно подорожала (и в гривне, и в валютном эквиваленте), и предприниматели или работают в убыток, или с нулевой прибылью, в лучшем случае», — объясняет Цуприк.
Какие преимущества может получить экономика Украины, если мораторий все же будет отменен? Фактически никаких, если не принимать во внимание сомнительную выгоду от получения очередного транша финансирования со стороны ЕС. Но в то же время может быть «обратная сторона»...
Отмена моратория приведет к увеличению экспорта леса, поскольку цены на древесину в Евросоюзе значительно выше, чем внутри страны. Лесозаготовительным организациям будет выгоднее продавать лес на экспорт, чем на аукционах внутренним переработчикам.
Поэтому инвесторы, которые вложили ресурсы в переработку леса в Украине, могут потерять свои инвестиции. А это — налоги, рабочие места и тому подобное.
На экспорт отправляют наиболее качественную древесину 1 сорта, для внутренней переработки останется 2 и 3 сорт, что приведет к дефициту сырья на внутреннем рынке. Ее стоимость для украинских производителей вырастет.
Рост бесконтрольной вырубки леса для удовлетворения внешнего спроса приведет к еще большей потере лесных ресурсов. В результате можем получить такие масштабы и темпы уничтожения лесного фонда, которые приведут к исчезновению лесов там, где они сейчас еще есть, и экологической катастрофы в Полесье и Карпатах.
Выпуск газеты №:
№121, (2019)Section
Экономика