Благоприятна ли в Украине конъюнктура для развития внутреннего рынка?
Похожие проблемы решали на прошлой неделе и экономисты-теоретики. В Киевском Национальном университете им. Т. Шевченко проходила Международная конференция «Перспективы развития внутреннего рынка промышленных товаров в Украине». Вот ответы некоторых участников конференции на вопрос «Дня».
Юрий ЕХАНУРОВ, председатель комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства:
— Конъюнктура рынка — и мировая, и внутренняя, украинская, такова, что он, без сомнения, будет расти и расширяться. Меня, вместе с тем, больше волнует проблема инвестиционных товаров — всего того, что связано со строительством, новой техникой. Боюсь, что именно здесь расширение рынка в этом году будет сдерживаться — на то имеются субъективные причины, связанные с выборами. В современном политикуме есть определённая неуверенность, поэтому предприниматели тоже будут выжидать. В целом же я могу прогнозировать успешное развитие нашего рынка.
Юзеф ШАБЛОВСКИЙ, ректор высшей школы финансов и управления в Белостоке, профессор (Польша):
— Главный фактор развития предпринимательства в Польше — изменение системы хозяйствования: за 2 года объём ВВП увеличился на 45%, хотя производительность труда возросла лишь на 2%. Возросли объёмы продажи товаров — это напрямую зависит от качества. Сегодня один из главных факторов развития польского рынка — это конкуренция между внутренними товарами и зарубежными. Предприятия с иностранным капиталом вносят в нашу экономику инновации, инвестиции и высокие технологии. Я хочу подчеркнуть, что развитие торговли и рынка в Польше зависит не только от управленческой деятельности, но также от деятельности самих предприятий. Самая лучшая политика — это ее отсутствие. Большинство предприятий в Польше независимы от системы власти. В этих условиях хорошо проявляется главное преимущество наших предпринимателей — природная склонность к бизнесу и инициативность. Для нас важно, чтобы в первую очередь появлялись предприятия, производящие товары для внутреннего рынка, а уже потом — те, которые работают на экспорт. Сейчас Польша должна встретить конкуренцию со стороны европейских стран и не поддаться ей. Если Украина и Польша хотят производить качественные, конкурентоспособные товары, нужно создавать совместное производство, открывать польско-украинские предприятия.
Виктор БАЗИЛЕВИЧ, декан экономического факультета Киевского Национального университета им. Т. Шевченко:
— В отечественной экономической теории нет серьёзных исследований рынка. Всесторонний анализ современной украинской экономики сделать очень сложно, так как большая ее «практическая» часть находится в «тени». В то же время в теории экономики все большей популярностью пользуется концепция «обгоняющего развития». Подобный путь прошли все те страны, которых называют экономическими тиграми. Традиционным путём постепенного возрастания мы никогда не преодолеем расстояние, которое отделяет нас от развитых стран. Только высокие технологии, а для Украины перспективными являются в первую очередь био- и космические технологии, сделают возможным развитие нашей экономики. Других вариантов у нас просто нет. Скачкообразное развитие промышленности и рынка — вот наше будущее.
Выпуск газеты №:
№58, (2004)Section
Экономика