Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Богдан ГУБСКИЙ : Инвестициям необходимы гарантии

29 апреля, 00:00

Заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Богдан Губский является сторонником регулярных контактов с международными инвесторами и кредиторами, с наиболее крупными зарубежными банками, работающими в Украине. Их цель — не дать пересохнуть ручейку инвестиций, направляющихся в Украину.

— Богдан Владимирович, в начале апреля в Киеве находилась миссия 2-го Европейского департамента МВФ во главе с господином Моххаммедом Шадманом-Валави, и по его инициативе состоялась ваша встреча. Как вы ее оцениваете?

— Я еще раз убедился в необходимости и высокой результативности деловых встреч, предваряющих официальные переговоры. Тут главная цель — согласование действий с зарубежными партнерами непосредственно в процессе осуществления программ сотрудничества. Это кратчайший путь к взаимопониманию и к преодолению недоразумений, возникших при рассмотрении Меморандума экономической политики на период до 30 июня 2001 года. Документ содержит ряд мер, направленных на совершенствование нашего хозяйственного механизма. Против них, я думаю, никто не будет возражать. Например, пунктами 7 и 25 предусмотрено уменьшить налоговый пресс на предприятия, усилить социальную защиту безработных. Пункт 23 предусматривает сократить просроченную бюджетную задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, другим социальным выплатам. Нельзя не поддержать и предусмотренные в пункте 21 намерения развивать конкурентоспособный газовый рынок, придать ему прозрачный характер.

Узловые положения и разделы Меморандума требуют внимательного отношения и анализа. Поэтому я считаю крайне необходимым, чтобы профильные комитеты Верховной Рады и структуры исполнительной власти совместно рассмотрели экономические программы и обязательства, прежде чем они будут представлены на обсуждение парламента. Причем эта работа непременно должна сопровождаться консультативными встречами с зарубежными финансовыми партнерами.

— Уже стало газетным штампом утверждение об отсутствии заинтересованности и инертности западных инвесторов в Украине. Что это — рок, против которого бессильна законодательная и исполнительная власти, или что-то иное?

— Инвестиционная пассивность зарубежных банков и компаний — это не только следствие общей экономической ситуации в мире и в нашей стране. Многие видят причину в поведении украинских деловых кругов. Но не все так однозначно.

Большинство потенциально привлекательных для западных партнеров предприятий оказались загнанными в угол и на грани банкротства не по своей вине. Например, известные всем «Линос» или «Ориана», десятки других предприятий, выпускающих высоколиквидную продукцию, фактически очутились в долговой яме, в том числе и по вине государства. Кто же будет вкладывать в них инвестиции?

Истинные причины такой ситуации в нерешенности ключевых проблем. Это задолженность государства перед предприятиями, налоговая и кредиторская задолженность предприятий; угнетающий налоговый пресс и отсутствие налоговой системы, стимулирующей экономический рост.

Сегодня существует реальная возможность привлечь инвестиционные источники из развитых стран. Но предлагаемые нами инвестиционные проекты должны иметь гарантии возвращения кредитных ресурсов. Кроме того, в Украине необходимо принять ряд законов, способных активизировать иностранных и отечественных инвесторов. Прежде всего к таким можно отнести закон о разделе продукции и законы, обеспечивающие эффективную защиту интересов собственника, гарантий возвращения кредитных средств.

Так что дело не в роке, а в нас самих, в наших делах.

— Мы говорим о необходимости привлечения в Украину иностранных инвестиций, и в то же время парламент не поддерживает проект Закона Украины «О Программе государственного внешнего заимствования на 1999 год». Не свидетельствует ли это о расхождении между словом и делом, о политическом подходе к решению экономических проблем?

— Причины отклонения законопроекта о программе внешних заимствований лежат не в политической плоскости, а исключительно в профессиональной. Например, финансирование инвестиционных и институциональных проектов согласно действующему законодательству должно рассматриваться и утверждаться Верховной Радой Украины в индивидуальном порядке, т.е. раздельно. Утверждение же программы означало бы механическое утверждение всех проектов списком. А среди них есть как ранее рассмотренные или отклоненные проекты, так и проекты, не прошедшие экспертной оценки, не имеющие должного технико-экономического обоснования.

Мы имеем горький опыт превращения долгов предприятий в долги государства. Затем оно было вынуждено расплачиваться вместо предприятий бюджетными средствами. Поэтому необходимость кредитных заимствований для поддержания национальной валюты, для обслуживания внешних долгов, финансирования бюджетного дефицита не вызывает сомнений. Однако необходимость кредитования предприятий под государственные гарантии в объеме $500 млн. вызывает сомнения. Кроме того, законопроект не содержал защитного механизма от недобросовестных заемщиков.

И пожалуй, самое существенное. Прежде чем принимать программу внешних заимствований, нам надо принять закон о государственном долге, который будет регламентировать все этапы движения средств: от их поступления на счета получателей до момента погашения кредита. После его принятия, на чем настаивает наш Комитет, будут регламентированы также многие ключевые вопросы контроля за целевым использованием инвестиционных кредитов и их своевременным погашением.

Мы имеем горький опыт превращения долгов предприятий в долги государства. Затем оно было вынуждено расплачиваться вместо предприятий бюджетными средствами. Однако необходимость кредитования предприятий под государственные гарантии в объеме $500 млн. вызывает сомнения

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать