Будет ли Нацбанк «агентом роста»?
Это будет зависеть от того, кто его возглавит, убеждены в экспертной среде
В Украине начались неофициальные соревнования за пост главного банкира страны. И неудивительно: 10 мая дедлайн для Валерии Гонтаревой. Если Президент Петр Порошенко подпишет ее заявление, дальше все пойдет по процедуре: отчет и голосование в парламенте и ... отставка. Если же ее (Гонтареву) будут просить остаться (такой поворот также нельзя исключить), то «прошеная» (простите за каламбур) Порошенко, а следовательно поддержанная им глава НБУ может выставить свои условия ... и добиваться, скажем, еще большей независимости для центробанка. Но это уже будет другая история ...
ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ ...
Пока что Украина лишь на этапе выдвижения кандидатур, или, что также хорошо вписывается в процесс — на этапе отказа от соответствующих претензий. Правда, до сих пор, а точнее еще два месяца назад, этим отличился лишь экс-премьер Арсений Яценюк. А в конце прошлой недели его заявление повторил заместитель председателя фракции «Народний фронт» Андрей Иванчук.
«Его (Яценюка) позиция в том, что руководителем Нацбанка должен быть не политик, а специалист. Он из политики уходить не собирается», — сказал депутат. Однако не факт, что, имея такой, как у него, рейтинг, трезвый и самокритичный политик, которым, по нашему мнению, был и остается пан Яценюк, не изменит своего решения. Тем более что, исходя из точки зрения Президента, такой человек в кресле главы НБУ должен укрепить коалицию и этим освободить ее от призрака досрочных парламентских выборов, что будет выгодно обеим коалиционным партиям.
В один день с Иванчуком относительно претендента на банковский престол высказался Европейский банк реконструкции и развития. Конечно, это учреждение, так же, как и МВФ, имеет определенные основания для того, чтобы выбирать наших руководителей. Некоторые в стране вообще считают, что их нам, как и тысячу лет назад, нужно полностью заменить иностранцами.
Тем не менее, хотя бы ради приличия можно было бы немного подождать с данным советом ... Хотя кандидатура, в общем-то, и не плохая. Это — председатель правления «Райффайзен банка Аваль» Владимир Лавренчук. Управляющий директор ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Франсис Малиж в комментарии для агентства Reuters дипломатично заявил о поддержке Лавренчука, если подтвердится информация о его возможном назначении на должность главы НБУ.
Добавим, что Лавренчук поддерживает и Яценюка и даже называет его «хорошим парнем». Должен был бы выступить за него и «День», потому что получает в его банке зарплату. А ведь есть еще и другие кандидаты, которых нужно глубоко изучать и разбираться ... Определенные шансы имеют председатель правления «Укрэксимбанка» Александр Гриценко (говорят, родственник президента), владелец «ТАСкомбанка» Сергей Тигипко, председатель совета Национальной ассоциации банков Украины и старший советник «Альфа-банка (Украина) Роман Шпек.
РАЗМЫШЕНИЯ «БАНКОВСКОГО КЛУБА»
Однако ни об одном из названных и других кандидатов не шла речь на заседании Банковского клуба в Институте экономики и прогнозирования НАНУ. Вместо этого здесь много раз цитировалось мнение Гонтаревой, которым она обосновала свою отставку: «Реформы сделаны, можно уходить». При этом члены клуба отмечали, что на обсуждение выносятся не персоналии и не их достижения или просчеты, а то, что будет дальше с денежно-кредитной политикой, какой она должна стать.
Член Совета Нацбанка Василий Фурман провозгласил, казалось бы, аксиоматическую дефиницию: «Банки должны стать агентами экономического роста». А заместитель директора института, бывший заместитель директора департамента НБУ Сергей Кораблин, будто бы в продолжение этого высказывания, в частности, спрашивает: «Что у нас все эти годы делает «Укрэксимбанк», как поддерживает экспорт-импорт, какие дает преференции? Весь кредитный портфель банковской системы сосредоточен в торговле, в кредитах сырьевым отраслям — не на строительстве, а на операциях с недвижимостью, то есть спекуляциях. И это 2/3 кредитов, предоставленных банковской системой. Конечно, мы должны говорить о независимости Нацбанка, но без взаимодействия Верховной Рады, бизнеса и НБУ мы от края пропасти не отойдем. Нужна ли НБУ независимость для самой независимости?».
Следует признать, что примерно такая же схема доминировала в выступлениях большинства других участников клуба: в них достаточно часто и остро звучала критика банковской системы и НБУ, недовольство денежно-кредитной политикой, а в завершение одно-два предложения. Подход к будущему сделал разве что экс-директор генерального экономического департамента НБУ Игорь Шумило, который предложил, чтобы институты и общественные организации начали выдвигать Президенту свои предложения относительно нового председателя Нацбанка и таким образом основали бы общественное обсуждение как кандидатов, так и их программ.
ПРЕЗИДЕНТ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ... И СТАНОВИТСЯ БАНКИРОМ
Вроде бы откликнувшись на этот призыв, президент Украины и экс-глава Нацбанка Виктор Ющенко (без малейших намеков на возможность возвращения в НБУ) изложил членам клуба достаточно основательную комплексную программу мероприятий, с помощью которой, похоже, можно было бы восстановить доверие к банковской системе Украины, а затем с помощью кредитования поднять реальную экономику и благополучие граждан.
В конспективном изложении банковская реформа от Ющенко звучит так. Начать нужно с легализации вывезенного капитала, легализации того, что есть в оффшорах. «Мы с вами, — говорит, обращаясь к банкирам в зале, Виктор Андреевич — не КГБ, не СБУ, не прокуратура. Мы не даем оценку природе этих денег. Но если они и дальше не будут работать не на нашу экономику, нам уже будет плохо».
Ссылаясь на опыт многих других стран, которые имели такие проблемы и избавились от них, он напоминает что это было сделано путем легализации, амнистии и проведения нулевого декларирования не только для депутатов и других представителей элиты, но и для всего населения. «С этого должно начинаться доверие, — убеждает Ющенко. — Я — гражданин и хочу честно работать со своей страной. Я — бизнесмен и тоже хочу честно работать. Мы обязаны это сделать. А нет, так будем не способны на большие достижения. И никаких уголовных преследований. В декларацию должно попадать только то, что находится на банковских счетах». «И если мы таким образом хотя бы на 20% легализуем теневую экономику, то лишим наш государственный бюджет дефицита в 77 миллиардов гривень ... Так мы получим средства для поддержки экспорта и секторов экономики, которые могут обеспечить динамичный прорыв ... и переходим, по сути, на бездефицитный бюджет посредством детенизации, то есть освещения общественных отношений. Далее мы получим эффект от возвращения вкладчиков наших банков — минимум 30-35 миллиардов».
Банковское сообщество, предлагает Ющенко, должно сформировать новую экономическую политику (НЭП) с выходом на возвращение стабильности денег, стабильности цен. На базе этого будет осуществляться поддержка экономики. Такой план должен заинтересовать политиков и правительство, для которого это — единственный способ иметь «красивую эффективную политику», отмечает третий президент. НЭП, по его словам, это стабильность денег и цен.
ПОСЛЕДНЯЯ ТОЧКА ... ВПЕРЕДИ
Конечно, такие предложения и намерения не всем нравится. Это, пожалуй, учли и организаторы дискуссии. Ющенко не ставил в ней последнюю точку. После него слово, видимо, не случайно, предоставили одному из приближенных к Гонтаревой финансистов, главному аналитику компании ICU Александру Вальчишину. Сторонник посткейнсианцев, как он себя характеризует, не прибегая к откровенной полемике, он все же не поддержал предлагаемого Ющенко курса на стабильность. «Стабильность дестабилизирует», — уверен аналитик. Не его ли Гонтарева в разговоре с Президентом Порошенко рекомендовала назначить следующим главой НБУ?
Об этом мы узнаем в ближайшее время. А вот председатель парламентского комитета по банковскому делу Николай Довбенко, кажется, воспринял как критическую, так и позитивную программу, изложенную Ющенко. В заключительном слове председатель комитета отметил, что у Гонтаревой было достаточно своеобразное понимание независимости банковской системы, которое характеризовалось нежеланием коммуницировать и слышать другое мнение. Поэтому народный депутат поддержал и развил предложение Шумило сделать процесс назначения нового главы НБУ открытым и прозрачным, указав, что в противном случае будет сложно вернуть доверие к банковской системе. А «День» спросил у Ющенко, понимает ли он, что никто другой не согласится реализовывать его программу? «Да», — не раздумывая ответил он. «Поэтому вы согласитесь, если получите предложение возглавить НБУ?» — продолжил «День». Президент явно колебался: «Понимаете, в этой работе много факторов. Нужна всесторонняя поддержка Президента, правительства, Верховной Рады. Будет ли она будет и будет ли достаточной, не знаю». Но последнее слово, которое он сказал «Дню», свидетельствовало, что надежда у него остается. «Посмотрим ...», — сказал «Дню» на прощание Виктор Ющенко. Поэтому можно утверждать, что мы еще услышим о его НЭП.
И не стоит удивляться, что он пренебрегает известной с древних времен истиной о том, что нельзя второй раз войти в ту же воду. Все, наверное, можно, если иметь для того достаточно опыта и знаний, ума и мужества.
Section
Экономика