Бумеранг «энергодела»
Его удар может существенно повлиять на итоги президентских выборовС кандидатурой исполнителя этого деликатного задания сомнений, похоже, не было — конечно же, г-жа Ольга Колинько. За время нахождения на посту заместителя Генпрокурора она уже не раз доказала свой высочайший профессионализм и способность выполнять поставленные задачи с необходимой жесткостью и масштабностью. Достаточно вспомнить, как она разобралась с председателем Ужгородского горсовета Ратушняком.
Нынешний ее «мальчик для битья» — электроэнергетика — отрасль, которая на протяжении всех лет независимости была и остается одним из главных полей сражения отечественных финансово-политических кланов.
Есть одна лишь проблема — там, где завязаны интересы крупного капитала, действуют специалисты высочайшего уровня. Они, хорошо понимая, что подобные объекты находятся «под колпаком» правоохранительных структур и общественного мнения, действуют так, чтобы и комар носа не подточил. Это, кстати, и подтвердилось.
В исках к шести приватизированным энергораспределяющим компаниям прокуратура выдвигает единственное обвинение в том, что новые хозяева облэнерго не обладали опытом подобного рода деятельности, что было одним из условий конкурса. Однако этот довод был, что называется, с порога отвергнут юристами компаний. «Опыт у нас есть, — заявили они. — А что касается его размера, то ведь в условиях конкурса об этом речи не шло».
Несостоятельными оказались обвинения «частников» в низком проценте «живых денег» при расчете за электроэнергию. Действительно, где тот закон, который запрещает бартерные операции или оплату долгов векселями?
И уж совсем смешной выглядит «страшилка», запущенная Луганской облгосадминистрацией. Ее зампредседателя Валентин Дзонь считает, что вполне можно предположить, что частные владельцы облэнерго за несколько дней до президентских выборов могут вообще отключить рубильник. Однако в области существует и другое мнение: чиновники и сами не прочь поруководить рубильником, причем в качестве настоящих его хозяев и со всеми вытекающими последствиями.
При этом необходимо напомнить, что за приватизированные облэнерго государство сполна получило всю указанную сумму. Эти деньги составили третью часть всех средств, полученных в 1998 г. от приватизации госимущества. Всего же, как известно, от приватизации 9 облэнерго государство уже получило 300 млн. грн.
Таким образом, «энергодело» оказалось, как говорится, шитым белыми нитками. В любом суде обвинения, выдвинутые против частных облэнерго, будут с легкостью опровергнуты защищающейся стороной. Да и нет у нас пока механизма реприватизации, позволяющего вернуть назад госпакет акций.
Впрочем, Генпрокуратуре это и не надо. Председатель комиссии, как и ожидалось, блестяще справился с поставленной задачей. Не распыляясь на «мелочи», она представила на суд общественности написанную крупными, сочными мазками впечатляющую картину массовых злоупотреблений и масштабную эпопею борьбы с ними. В стране не осталось практически ни одного средства массовой информации, которое бы обошло вниманием отечественный «энергогейт». Однако при этом был достигнут эффект, обратный ожидаемому.
Любому, сколько-нибудь сведущему в деле приватизации человеку ясно, что победа в конкурсе на право приобрести контрольный пакет акций на такой жирный кусок, как облэнерго, без санкции администрации Президента практически невозможна. Вот почему скандал вокруг процесса приватизации облэнерго может стать крупным козырем в руках соперников Леонида Кучмы в предвыборном президентском марафоне.
Такая ситуация провоцирует чиновников подумывать об устранении «излишней либерализации энергорынка», что может означать отказ от рыночных схем в энергетике с переходом на полное госуправление в отрасли. Более того, ситуация вокруг облэнерго повлияла на решение парламента приостановить приватизацию Николаевского глиноземного завода. В целом же, попытки Генпрокуратуры создать прецедент реприватизации как нельзя более играют на руку прежде всего «левым», давно стремящимся поставить под сомнение не только итоги приватизации, но и целесообразность проводимых в стране экономических реформ в целом.
Не секрет также и то, что как минимум половина приватизированных облэнерго скуплена компаниями, подконтрольными Григорию Суркису, который неустанно твердит о своей поддержке позиции Президента. Проведенная акция без сомнения способна усилить противоречия внутри и без того страдающего отсутствием стабильности президентского лагеря.
На предприятиях Минэнерго работают около 459 тыс. человек. Похоже, в отрасли не остались хорошие впечатления от работы Генпрокуратуры. Думается, что не только трудовые коллективы «Сумыоблэнерго» и «Киевэнерго», но и других энергетических компаний однозначно отрицательно отреагируют на решение (по протесту Генпрокуратуры) Фонда госимущества об аннулировании результатов льготной подписки на акции этих ГАЭК. И именно это будет обуславливать негативный настрой этих людей к кандидатуре Леонида Кучмы в ходе предстоящих президентских выборов.
И уж совсем очевидно, что столь грубая попытка использовать экономические проблемы в сугубо политических целях резко ухудшит инвестиционный климат в Украине. Удар нанесен по отечественным бизнесменам, поднявшимся до уровня серьезного, крупного бизнеса.
Итак, очень скоро бумеранг, запущенный Генпрокуратурой, грозит лечь на обратный курс. Размер полученных при этом «шишек» пока определить сложно. Но кому эти «шишки» достанутся — ясно, как день.
Выпуск газеты №:
№94, (1999)Section
Экономика