Была «торговая» — стала «экономическая»
На фоне обострившихся украинско-российских отношений проблемы возникли у контролируемого российскими бизнесменами Харьковского тракторного завода18 октября «Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе» (с 2007 года подконтрольный российской промышленной группе «ГАЗ») из-за перебоев с поставками импортных комплектующих приостановил работу. Более 3000 человек отправились в неоплачиваемый отпуск. Проблемы возникли на таможне, которая не пропустила 11 фур, один контейнер и один железнодорожный вагон с российскими двигателями, китайскими мостами, итальянскими эмалями и растворителями. По словам гендиректора завода Владислава Губина, оборотные средства позволяют закупать детали только на десять дней вперед, поставки же прекратились еще 9 числа. «У меня под вопросом срыв Кубинского контракта — это 175 колесных тракторов и 45 гусеничных тракторов. Украина не производит таких двигателей, многие комплектующие Украина не производит», — заявил он. И посетовал, что простой одной машины на конвейере обходится в 50 тыс. грн.
В Министерстве доходов и сборов же заявляют, что причина задержек в правильности оформления таможенных деклараций основных поставщиков ХТЗ. Чиновников Миндоходов удивила цена, по которой предприятию поставлялись различные товары. Мол, она «существенно отличалась от цены, по которой идентичные детали ввозились в Украину в адрес других лиц, не связанных с российским поставщиком». Начальник таможенного поста «Харьков-центральный» Валерий Остапчук сообщил, что с 9 октября по 17 октября в таможню от ХТЗ поступило девять таможенных деклараций для оформления импортных товаров, но вместе с ними отсутствовали сопроводительные документы, подтверждающие таможенную стоимость. Их попросили предоставить в течение десяти дней — тогда таможенное оформление будет осуществлено по цене сделки.
У таможенников также возникли претензии к правильности классификации отдельных групп товаров — они утверждают, что выявили несоответствие кодов товаров, заявленных экспортером и декларантом. Поскольку же правильность определения кода товаров непосредственно влияет на уплату таможенных платежей, эмали и растворители направили в таможенную лабораторию для исследования их физико-химических свойств.
В свою очередь, руководство ХТЗ уверяет, что документы для подтверждения таможенной стоимости были поданы еще 10 октября. И что товары, на которые таможня затребовала дополнительную документацию, длительное время поставляются постоянными поставщиками по прямым контрактам, а таможенная стоимость «не изменялась на протяжении длительного времени и не вызывала вопросов у таможенных органов».
Почетный президент «Украинской промышленной энергетической компании» Анатолий Гиршфельд выразил мнение, что сотрудники ХТЗ «страдают от серых коррупционных схем, когда китайская продукция завозится в Украину через территорию России, через несколько фирм». Он напомнил, что в июле харьковское предприятие перестало покупать мосты для тракторов у «Лозовского кузнечно-механического завода», который входит в эту индустриальную группу. Согласно контракту, подписанному в феврале, в течение года ЛКМЗ должен изготовить для заказчика 1200 тракторокомплектов. «С приходом нового менеджмента на ХТЗ складывается, на мой взгляд, ненормальная ситуация. Контракт перестал выполняться. Не получив никаких оснований для прекращения договора, мы узнали, что ХТЗ уже проплатил на полгода вперед поставку китайских комплектующих, которые они закупают через Россию», — сообщил Гиршфельд. Возмущение это понятно: речь идет о контракте стоимостью 120 млн грн, поставили же тракторному заводу лишь 250 комплектов.
В советские времена ЛКМЗ строили именно для обслуживания ХТЗ, хотя продукцию предприятия потребляют также автопром, производители железнодорожного транспорта и др. Сотрудничество двух заводов продолжилось и после распада СССР, когда заводы перешли в частную собственность. На качество мостов производства ЛКМЗ у харьковского завода жалоб не было, а три года назад первый заместитель гендиректора ХТЗ Алексей Кравченко говорил журналистам, что ЛКМЗ «довольно существенно прибавил в качестве продукции». Претензий в этом плане не выдвинули и теперь.
По информации «Дня», Китай смог предложить цену значительно ниже, чем у украинского производителя. Тем более что, как сообщает информированный источник, ХТЗ был недоволен высокими ценами на продукцию ЛКМЗ, которые тот диктовал за счет монопольного положения на территории СНГ. Жалобы были и ранее: в 2005 году руководство ХТЗ обращалось с открытым письмом к тогдашнему премьер-министру Украины Юлии Тимошенко, возмущаясь, что дистрибьютор продукции ЛКМЗ «УПЕК-Агротех» в течение 2004—2005 годов, «неоднократно и без должного обоснования повышал цены на комплектующие». Что грозило «увеличением стоимости тракторов, согласованной с НАК «Украгролизинг», и срывом программ обеспечения аграриев сельхозтехникой по лизингу». В УПЕК же говорили о подорожании энергоносителей, металла и т. д. А со временем упоминали также о том, что в первом квартале 2006 года ЛКМЗ получил убыток в размере 5 млн грн из-за «беспрецедентного снижения заказов со стороны своего основного в былые времена заказчика».
По словам Гиршфельда, тракторному заводу в сложившейся недавно ситуации предложили максимальные скидки. Правда, какие именно, он не уточнил. Вероятно, китайский производитель все равно сумел привлечь еще более низкой ценой. А ведь от стоимости моста зависит немало: ее часть достигает до 25% в стоимости всего трактора. Вопрос только в том, чего ожидать от качества китайских деталей.
Выпуск газеты №:
№191, (2013)Section
Экономика