Перейти к основному содержанию

Чем новый проект бюджета хуже предыдущего?

Выводы, рекомендации
20 декабря, 19:19
ОДИН ИЗ ФУНКЦИОНЕРОВ «БЛОКА ПЕТРА ПОРОШЕНКО» В РАЗГОВОРЕ С «ДНЕМ» «ОФФ-РЕКОРДС» СООБЩИЛ, ЧТО ФРАКЦИЯ ОЛЕГА ЛЯШКО ДЕ-ФАКТО ВЕРНУЛАСЬ В КОАЛИЦИЮ, ЗА ЧТО УЖЕ СКОРО ПОЛУЧИТ ИНТЕРЕСНЫЕ ДОЛЖНОСТИ. ВПРОЧЕМ, ВО ФРАКЦИИ ОПРОВЕРГАЮТ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ. «ЛОЖЬ НАГЛАЯ», — ЗАЯВИЛ «ДНЮ» ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЛИДЕРА РАДИКАЛЬНОЙ ПАРТИИ ОЛЕГА ЛЯШКО ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ВИКТОР ГАЛАСЮК / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

До конца года осталось две недели, а бюджет все еще не принят, хотя по бюджетному процессу крайний срок — 1 декабря.

Ожидается, что эта пленарная неделя будет посвящена работе по принятию бюджета. На прошлых заседаниях ВРУ были приняты бюджетные законы, которые должны найти отображение в тексте бюджета, и связаны они с:

•  увеличением социальных стандартов (повышение минимальной заработной платы), в то же время установление ограничений на максимальные пенсии (10 740 грн.), и уменьшение мотивационной составляющей для студентов (присвоение академической и социальной стипендий лишь 66% студентов);

•  усилением системы штрафов для предпринимателей, уклоняющихся от проверок, нарушают КЗоТ и не оформляют работников официально или переводят на полставки. Согласно опросу Украинского института будущего, зарплату «в конвертах» получают 34,1%, а неофициально занято — 15,6%.

В первом чтении приняты и направлены на второе законы, нормы которых были учтены в доходной части проекта Государственного бюджета, в частности:

•  увеличение ставки акцизного сбора на алкогольную (20%) и винную продукцию;

•  увеличение экологического налога и рентной платы за пользование радиочастотами — на 12,0%, и рентную плату за пользование недрами (не для добычи полезных ископаемых), за специальное использование воды и лесных ресурсов — на 10,4%.

Однако ВРУ отклонила законопроект о спецконфискации, доходные ожидания в бюджет от которой составляют 10,5 млрд грн или 1,5% совокупных доходов Государственного бюджета.

Таким образом, в первом чтении приняли некоторые изменения, связанные с доходной частью, и не приняли положительное решение относительно спецконфискации, которая дает нам основание говорить о наличии рисков недополучения доходов в Государственный бюджет, а соответственно, потенциальное выполнение расходной части за счет увеличения долговых обязательств.

Какие отличия между проектом к первому чтению (1.0) и ко второму чтению (2.0)?

Во-первых, рост доходной и расходной частей государственного бюджета соответственно на 2,1% (27,9% ВВП) и 1,9% (30,5% ВВП). Потребительские расходы значительно превышают расходы на развитие — в девять раз. Это свидетельствует о том, что в 2017 году стимулирование экономического развития будет на низком уровне, а бюджет пойдет на покрытие социальных расходов.

Хотя в проекте Государственного бюджета на 8,75% уменьшились расходы на социальную защиту, это связано с сокращением расходов на Пенсионный фонд, вследствие роста налоговой нагрузки в разрезе ЕСВ. Однако эта статья остается наибольшей 19,5% (5,9% ВВП).

Еще одной статьей наибольших расходов являются расходы на общегосударственные функции — 18,2% (5,6%). Подавляющая часть расходов в разрезе статьи приходится на выполнение государственных функций фискальных, статистических, казначейских органов. Значительно возросли расходы на содержание ВРУ и аппарата Президента Украины.

Также в проекте 2.0 увеличились расходы на органы МВД и СБУ, что отображено в статье «Общественный порядок», на 4,34% по сравнению с проектом 1.0.

В то же время расходы на экономическое развитие уменьшились на 0,72%, что обусловлено сокращением расходов на Государственный фонд регионального развития с 8 млрд грн на 6,5 млрд грн и Фонда энергоэффективности в два раза до 400 млн грн.

Рост расходов на образование и медицину обеспечен дополнительными субвенциями в местные бюджеты соответственно на 10,7 млрд грн и 8,9 млрд грн.

Доходы Государственного бюджета увеличились преимущественно за счет роста налоговой части. В версии 2.0, как и в 1.0, наибольшие надежды возложены на НДС, его часть составляет — 40% (11,2% ВВП).

Также растет часть доходов от налога на доходы физических лиц, прежде всего это связано с увеличением минимальной заработной платы до 3200 грн, а соответственно усиление налоговой нагрузки на предпринимательский сектор.

Неналоговые доходы в проекте 2.0 вырастут на 5,5% и будут составлять 4,2% ВВП. Увеличение неналоговых доходов обусловлено ростом поступлений средств от НБУ на 4 млрд грн.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что в проекте Государственного бюджета версии 2.0 так и остаются значительные риски:

1. Неблагоприятный инвестиционный климат в Украине, которая не стимулирует инвестиционную активность как внутренних, так и внешних инвесторов;

2. Снижение мировых цен на сырьевые товары на 11,6%, что приведет к сокращению поступлений от экспорта и дефицита торгового баланса;

3. Сокращение налоговых поступлений — в случае непринятия Верховной Радой изменений к налоговому законодательству во втором чтении относительно увеличения акцизного налога на табак и алкоголь, внедрение единой ставки на дизельное топливо, внедрение электронного администрирования акцизного налога; индексации ставок рентной платы за использование лесных ресурсов, использования воды, пользование радиочастотами, экологического налога; увеличение ставки рентной платы на транзитную транспортировку через трубопроводы аммиака по территории Украины.

4. Риски непоступления в прогнозном объеме налога на добавленную стоимость.

5. Риски непоступления конфискованных средств, и средств полученных от реализации имущества, конфискованного по решению суда.

6. Рост суммы займа в Государственный бюджет, что в среднесрочной перспективе не будет способствовать уменьшению государственного долга.

7. Риски непоступления средств от приватизации государственного имущества, ведь поступление средств зависит от спроса на объекты приватизации. Так, в январе-августе 2016 года из запланированных 17,1 млрд грн в общий фонд государственного бюджета поступило 60,3 млн грн.

8. Возникновение долгового кризиса из-за отсутствия политики управления государственным долгом (в 2016 г. — 99,6 млрд грн, или 4,4%ВВП, в 2017 — 111,3 млрд грн или 4,3% ВВП).

9. Отсутствие эффективной бюджетной политики содействует развитию коррупции и «распилу» бюджета, следствием этого является постоянно растущий дефицит.

Исходя из рисков, в процессе бюджетного планирования предлагаем учесть следующие рекомендации:

1. При бюджетном планировании за основу необходимо брать пессимистический прогноз Минэкономразвития, в соответствии с которым экономический рост будет на уровне 1,5%, инфляция — 10,3%, а курс гривни к доллару США — 30 грн./дол. США, что будет влиять на реалистичные показатели доходной и расходной частей.

2. Необходимость учитывать при бюджетном планировании уже существующие нормы налогового законодательства, а не проектные решения, именно это приводит к невыполнению бюджета в случае неприятия таких законов на сумму 22,1 млрд грн, и к давлению «лоббизма» законодательной власти в дальнейшем.

3. С учетом тенденции невыполнения доходной части и финансирования государственного бюджета на сумму 27,6 млрд грн за счет поступлений от приватизации и конфискованного имущества необходимым является исключение статей из бюджетного планирования: «Конфискованные средства и средства, полученные от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупционного и связанного с коррупцией правонарушения», «Приватизация государственного имущества». В случае получения средств от конфискованного имущества и приватизации создать внебюджетный фонд и разработать механизм его использования для развития реального сектора.

4.  Уменьшение расходной части на содержание государственного аппарата на 15 млрд грн путем значительного сокращения штатного расписания и внедрения e-government (электронного правительства). Это позволит ускорить процедуру принятия решений и преодолеть бюрократические процессы, порождающие коррупцию.

5. Формирование бюджета на основе программ экономического развития, которые будут способствовать повышению качества жизни и росту благосостояния населения. Среди таких программ могут быть: программа энергоэффективности, кредитования малого предпринимательства, развития инфраструктуры, стимулирования инвестиционной активности. Программы экономического развития могут финансироваться за счет средств от продажи конфискованного имущества, приватизации и сокращения расходов на государственный аппарат в сумме — 38,4 млрд грн. Эффект от финансирования программ экономического развития: стимулирование внутреннего производства, развития малого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест, энергетическая независимость.

6. В будущем для снятия расходной нагрузки с местных бюджетов в части социальных расходов важно внедрение системы страховой медицины и пенсионного страхования. Эффект от внедрения страховой медицины — привлечение инвестиций в объеме 0,5—1 млрд долларов США в медицинскую сферу; от накопительной пенсионной системы — инвестиции негосударственных пенсионных фондов в экономику будут составлять 2,3—2,9 млрд долларов США.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать