Перейти к основному содержанию

Четыре аргумента «за»

Почему решение правительства поднять уровень минимальной заработной платы является адекватным экономической ситуации
11 августа, 19:49

Недавно Кабинетом Министров Украины анонсировано повышение минимальной заработной платы с сентября 2020 года до 5 тыс. грн, с января 2021 г. — до 6 тыс. грн и с июля 2021 — до 6,5 тыс. грн.

По моему убеждению, это решение правительства является обоснованным и соответствует современным потребностям отечественной экономики и государственных финансов. Данный шаг будет способствовать решению ряда структурных диспропорций в экономике и стимулировать развитие внутреннего рынка. Приведу несколько аргументов.

Первый. Выравнивание диспропорций в оплате труда

Если в 2016 году соотношение минимальной и средней заработной платы в экономике составляло всего 30%, то в 2017 году после повышения МЗП с 1600 грн до 3200 грн оно возросло до 45%. В 2019 году это соотношение снизилось до уровня менее 40%, и запланированное повышение МЗП в сентябре позволит восстановить его до 45%. Для сравнения — соотношения минимальной и средней заработной платы на уровне 45-55% придерживаются в большинстве стран Восточной, Центральной и Южной Европы (Хорватия, Польша, Румыния, Чехия, Албания, Венгрия, Словакия) и стран Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония).

Второй. Развитие внутреннего рынка

Одним из основополагающих факторов развития отечественной экономики является расширение емкости внутреннего рынка. Увеличение доходов граждан Украины позволяет увеличить потребление товаров и услуг (доля потребительских расходов в структуре совокупных расходов домохозяйств стабильно превышает 90%), что, в свою очередь, будет стимулировать увеличение инвестиций в расширение производства как отечественными, так и зарубежными стратегическими инвесторами. В свое время такая стратегия была применена Китаем, который на сегодня является не только крупнейшим рынком в мире, но и самой большой производственной площадкой для товаров, потребляемых во всем мире.

Третий. Детенизация экономики

Почти треть штатных работников в Украине по всем видам экономической деятельности получает заработную плату, близкую к минимальному значению. При этом совокупные расходы в среднем за месяц в расчете на одно домохозяйство в 1,5-2 раза выше. Поскольку именно из фонда оплаты труда платится налог на доходы физических лиц и единый социальный взнос, очевидно, что выплата низкой официальной заработной платы позволяет работодателю минимизировать налоговую нагрузку на фонд заработной платы.

Не отрицая необходимость совершенствования налоговой системы, в том числе и путем отмены ограничений на размер заработной платы, с которой уплачивается ЕСВ, на мой взгляд, шаг в направлении повышения минимальной заработной платы будет способствовать выведению части фонда оплаты труда из тени и повышению доходов государственного бюджета.

Четвертый. Повышение уровня жизни граждан Украины

По паритету покупательной способности (ППС), то есть по объему товаров и услуг, которые может приобрести получающий среднюю заработную плату гражданин Украины с учетом уровня цен, Украина вдвое уступает другим странам Европы. Например, в Польше, рынок труда которой является магнитом для рабочих из Украины, заработная плата по ППС является выше среднеевропейской, не создает давления на цены, однако стимулирует повышение производительности труда и внутреннюю занятость, которая частично покрывается за счет трудовой миграции. Учитывая, что в 2019 году и в 1 квартале 2020 г. впервые в истории независимости Украины сбережения населения получили отрицательное значение, государственная политика, направленная на повышение уровня доходов граждан, является не только оправданной, но и необходимой.

В то же время, правительству нужно учитывать риски от повышения МЗП, учитывая возможное влияние данного решения на усиление инфляционного давления. Для их минимизации правительству совместно с Национальным банком нужно принимать меры и специальные программы, направленные на стимулирование внутренней экономической активности и увеличение предложения товаров и услуг, в частности в рамках Государственной программы «5-7-9». Со своей стороны, Министерству финансов и Государственной налоговой службе Украины стоит усилить внимание к мониторингу уплаты налогов, начисляемых на фонд оплаты труда с целью предотвращения схем по их минимизации, в частности из-за формального перевода наемных работников на частичную занятость.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать