Чистые улицы — это признак не столько экологического сознания, сколько умения людей считать деньги
Более того, хочется апеллировать к чиновникам и бизнесменам, за чистоту улиц и подъездов с людей можно просить и 15, и 20 гривен... Но гарантируют ли они, что будет убрано? Сегодня каждый импортер, который ввозит на территорию Украины, обязан заключить соглашение с государственным предприятием «Укрэкоресурсы», в соответствии с которым последнее обязывается найти, отсортировать и утилизировать упаковку ввезенного товара, а бизнесмен — оплатить этот процесс. Около 98% товаров, которые пересекают украинскую границу, имеют упаковку. Таким образом, Укрэкоресурсы ежемесячно получает около 10 миллионов гривен. А где результат?
Экологи убеждены: сколько бы мы из своего кармана не высыпали денег, мусора не будет меньше. Наоборот, может стать только хуже. «Повышение тарифов на вывоз мусора в 2 или даже в 10 раз ситуацию не улучшит, — убеждена председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко. — Ведь рост цен не стимулирует тех, кто занимается вывозом мусора, вводить раздельную сортировку мусора, что нужно делать в первую очередь». Государство должно стимулировать мусоросборочные фирмы изымать полезную часть из мусора и направлять ее на переработку, чтобы не загружать мусорные полигоны, которые и так перегружены, а не создавать для них «тепличные условия», говорит она.
Во всем мире уже давно знают цену мусору. И знают, что на нем очень и очень неплохо можно зарабатывать. В арсенале голливудского кино есть даже несколько лент о мусорной мафии в США. Почему-то же в Украине переработка мусора — это неприбыльное дело? «Потому что сегодня легче брать деньги и скирдовать тонны мусора на свалках», — подчеркивает «Дню» Тимочко. Намного же сложнее разработать четкие экономические механизмы решения проблемы. По-видимому, поэтому на двадцатом году независимости в стране еще и до сих пор нет, по словам эколога, единой системы обращения с мусором. А тех, кто хочет организовать переработку мусора, подчеркивает она, не пускают. «Но в скором будущем, — прогнозирует председатель Всеукраинской экологической лиги, — за украинский мусор инвесторы еще будут драться».
Да и уже сейчас иностранные бизнесмены проявляют к украинскому мусору активный интерес. Правда, дерутся пока не в конкурентной войне, а с бюрократией и коррумпированностью. Один из таких — турецкий бизнесмен, основатель компании «Турк Амбалам» Кадет Эргюль. С ним корреспондент «Дня» познакомился в Турции на инвестиционном форуме. Именно тогда господин Эргюль заявил, что готов инвестировать в украинский национальный проект «Чистый город». «Хотим инвестировать именно в мусороперерабатывающие заводы... Нам интересны такие крупные города, как Киев, Донецк, Днепропетровск, Львов, возможно, Одесса, — поделился планами с «Днем» турецкий бизнесмен. — Если договоримся, то в течение пяти лет готовы инвестировать средства в строительство пяти заводов». По его словам, инвестиции в строительство одного такого завода составят почти 10 миллионов долларов. Ведь в планах турецкого бизнесмена — не просто скирдовать, а действительно зарабатывать на мусоре и изготовлять из него нужные в хозяйстве вещи. Так, например, немногие из украинцев знают, что из ПЭТ-бутылки изготовляют пластиковые трубы и другое строительное приспособление. А упаковка из-под сока — хорошее сырье для производства легких металлических конструкций. Из вторсырья можно спокойно производить ручки, блокноты и даже ... посуду. В Украине, кстати, тоже есть примеры успешных проектов на вторсырье (перерабатывающий завод компании «Тетра Пак» под Харьковом, мусороперерабатывающий завод под Киевом и тому подобное), но пока еще это отдельные примеры.
Рынка мусоропереработки в Украине еще не существует как такового, поделился с «Днем» своими оценками турецкий бизнесмен. Причин в действительности много — не отлажена система сбора мусора, низкое экологическое сознание населения и бесхозяйственность. Но пройдет год-два и индустрия мусороуборки наконец «придет» сюда, и вот тогда развернется настоящая конкурентная война за украинский мусор. И те, кто вовремя это понял и сумел «застолбить» себе место, соберут сливки, убежден бизнесмен. И потенциал рынка здесь высокий.
Так, по данным Министерства экологии, концентрация в Украине всех видов отходов составляет около 35 миллиардов тонн. И ежегодно мусора становится только больше. Так, ежегодно, по данным ведомства, общий объем бытовых отходов увеличивается приблизительно на 50 миллионов кубометров, а промышленных — на 175 миллионов кубометров. Повторную переработку сегодня проходит только 3% (!) накопленного бытового мусора. Остальное — сваливается на полигонах. Мощности последних у подавляющего большинства уже исчерпали свой ресурс: 242 свалки уже недействующие, 248 — перегружены, а более чем 1100 не удовлетворяют нормам экологической безопасности. Почти на всех отсутствует система утилизации фильтрата, который увеличивает риск техногенной опасности этих объектов... Между тем в мире уже давно научились жить без свалок. Есть страны, которые уже достигли показателя переработки мусора почти на 100%. Например, в Германии, США, Японии полигонов мусора вообще нет. У них утилизируют 97% отходов. Только 3-5% особенно вредных отходов утилизируют спецметодом, все другое идет на переработку. Что же касается Украины, то если в ближайшем будущем выйдем на 30%, то это будет фурор, говорят в Укрэкоресурсы.
Создайте нормальный бизнесклимат, чтобы свои или даже иностранные инвесторы не пытались «застолбить» место, а приходили и реально работали, и тогда будет меньше разговоров о грязи и убыточности мусорной индустрии, говорят экологи. «Утилизация мусора — это полномочия местных органов, а роль Минрегионстроя выработать правила, которые бы стимулировали местную власть не просто вывозить, но и отвечать за введение раздельного сбора мусора и его вторичную переработку. Кроме того, нужно стимулировать производителей использовать на ранней стадии производства продукции «дружеские» упаковку или сырье», — подчеркнула в комментарии «Дню» председатель Всеукраинской экологической лиги. Например, говорит эколог, можно сделать как в Таможенном союзе, где запретили производителям пива использовать ПЭТ-бутылки. Этому будет способствовать и принятие разработанного ВЭЛ законопроекта о запрещении использования полиэтиленовых пакетов и переходе на бумажные в качестве упаковки для пищевых продуктов. И это только некоторые из возможных мер, подчеркивает «Дню» Тимочко.
КОММЕНТАРИИ
Александр ФИЛЬ, заместитель председателя общественного совета по вопросам экологии при Тернопольском городском совете, член общественного совета при Государственной экологической инспекции в Тернопольской области, председатель попечительского совета Тернопольского областного эколого-натуралистического центра ученической молодежи:
— Эта тема давно является наболевшей для тернопольчан. И сейчас вопрос не в том, что из города мусор вывозится, а в том, что его необходимо утилизировать, а также выделить новый полигон для твердых бытовых отходов. Ведь Малашевская свалка, невзирая на многочисленные закрытия, продолжает эксплуатироваться. А она является одним из наибольших загрязнителей экологии. Однако городские власти ведут себя так, что общество ничего не знает о том, какие принимаются решения и каковы намерения в этом плане. Сначала говорили об одной мусороперерабатывающей линии, сейчас о другой, и есть разная информация о том, где ее установят. Что касается самого сбора мусора, то ситуация ухудшилась, потому что нынешняя команда горсовета не продолжила то позитивное, что было наработано раньше. Речь идет, в частности, о распространении практики раздельного сбора мусора, чтобы вторичное сырье не шло в отходы. Так, как это делается в цивилизованных странах мира. Но сейчас мы видим, что контейнеры для стекла забрали. Фирму, которая обслуживала Тернополь и фактически сделала эти позитивные наработки, устранили с рынка мусороперевозок, а новую поставили с нарушениями действующего законодательства: не был проведен тендер и т.д. Мы этот вопрос рассматривали на заседании общественного совета при Государственной экологической инспекции в Тернопольской области.
Что касается Тернопольского региона в целом, то есть позитив: во многих районах упорядочивают свалки, полигоны твердых бытовых отходов. Но речь идет лишь о санкционированных свалках. Однако из-за экологической несознательности граждан очень много есть несанкционированных. Больше всего — около рек, прудов, и это порождает еще одну проблему: загрязняются поверхностные воды, что, соответственно, негативно влияет на здоровье тех же людей, которые, к сожалению, этого не понимают.
Необходимо привлекать специалистов для того, чтобы общаться с людьми. Поэтому отмечу, что формирование экологического сознания — это самый первый вопрос, который мы пытаемся решать.
Марина МИТРОФАНЕНКО, активистка общественного движения «Здравие», Черкассы:
— Понятно, что определенные службы ежедневно убирают город, но лишь отведенные зоны. В Черкассах есть немало мест, находящихся в стихийном состоянии. Вывоз происходит вовремя, на это жаловаться грех, но относительно того, попадает ли мусор на перерабатывающие заводы, имею огромные сомнения. Это колоссальный минус, ведь мусор просто перевозится с одного места на другое.
При этом общественность аморфна. Кроме того, что только жаловаться и говорить о проблемах, собственноручно не многие осмеливаются действовать. Местные органы власти пытаются посодействовать разрешению ситуации, по крайней мере информационно. Меня, например, порадовал ролик, созданный по инициативе горисполкома, о переработке и сортировке мусора. Единственное замечание, что баки для каждого вида мусора так и не появились, да и информации, куда будет вывозиться рассортированный мусор, не прозвучало. Люди мало заботятся об окружающей среде. Реагируют лишь тогда, когда проблема коснется лично их. Но санитарное состояние территорий зависит исключительно от нас, мы должны беспокоиться о природе и том месте, где живем. Ведь санитарные службы и службы уборки ликвидируют последствия наших действий, соответственно, мы должны делать так, чтобы не возникало мусорных коллапсов.
Ольга ЧЕРЕН, глава Турийского районного совета (Волынская область):
— Экологическое сознание наших граждан еще очень и очень низкое, но — вынужденно. Мало просветительской в этом плане работы, а также мало внимания государства и территориальных общин к этой проблеме. Я долгое время работала учителем в школе села Липа нашего Турийского района. К нему вела запущенная дорога длиной два с половиной километра. И вот общество решило проложить здесь асфальт. Помочь средствами согласился Украинский фонд социальных инвестиций, но должен был быть и вклад общины. Вы не поверите, потому что мы и сами сначала не верили: 40 дворов сдали 40 тысяч гривен. Что-то доложили сельский совет и местное сельхозпредприятие, и дорога есть. И теперь селяне за ней ухаживают. Сейчас в нашем районе успешно воплощается программа «Чистое село», ее реализуют за средства своего предприятия агропромышленная группа «Пан Курчак» и депутат областного совета Сергей Мартыняк. В нескольких селах района установлены добротные контейнеры для сбора мусора, приобретен мусоровоз. Контейнеры закрываются, мусор не разлетается. И знаете, люди понесли мусор, а не выбрасывают, как раньше, на обочины и не вывозят за село. Попросили даже установить контейнеры около кладбищ, ведь после уборки там всегда много бытовых отходов. В некоторых селах контейнеров уже не хватает, просят добавить еще.
Конечно, это не стало массовым явлением, но довольно популярно. Все-таки нашим гражданам нужна, я бы сказала, и система штрафов за загрязнение окружающей среды, потому что пропаганда не до всех доходит. Общество в этом плане может сделать очень много, но и власть должна об этом беспокоиться. В волынских (да и не только волынских) селах сегодня, к сожалению, очень много покинутых дворов. Дома валятся, зарастают кустами. Но огороды около них прямо сверкают, так как кто-то о них заботится и имеет с того выгоду. Поэтому мы с сельскими головами занялись этим вопросом, разыскиваем арендаторов огородов, заставляем их убирать и дворы.
Виктор ТАРАСЕНКО, президент Крымской академии наук, председатель Крымской региональной Ассоциации «Экология и мир»:
— Проблема уборки городов Крыма, сбора и переработки твердых бытовых отходов (ТБО) обсуждается властью и общественностью в Крыму давно и активно. Четыре, а то и больше последних составов Совета министров автономии проводили встречи с разными специалистами и бизнесменами из европейских стран — Австрии, Испании, Германии и других, которые предлагали различные технологии, свое участие в строительстве заводов, инвестиции и другие формы участия. Уже изучен практически весь мировой опыт в этой сфере. Но это только разговоры — за это время на полигонах Крыма собралось десятки миллионов тонн отходов. Однако реально к делу приступили только сейчас — в Симферополе было создано предприятие «Чистый город», за средства республиканского финансового займа были приобретены машины для уборки улиц. Да, сейчас город стал тщательнее убираться, в целом, стал чище, но это — только маленькая часть огромной и сложнейшей проблемы, которую необходимо решать системно, в комплексе. В Саках введен в строй сортировочный цех для ТБО, но и там идет отбор и сортировка всего 5 — 6 % полезного состава ТБО, а остальное, как и раньше, складируется на полигонах.
Совет министров Крыма привлекает к решению этой проблемы и общественность, и научные силы. В частности, активисты Крымской академии наук, Крымской ассоциации «Экология и мир» принимают в этом процессе активное участие. Наши ученые наряду с зарубежными специалистами уже предлагали несколько вариантов комплексного решения проблемы — по нашей концепции Крым следует разделить на три-четыре зоны сбора и переработки ТБО, в которых должны быть построены специальные заводы по переработке и утилизации мусора. Должны быть разработаны рациональные схемы сбора и сортировки мусора, схемы переработки и утилизации миллионов тонн уже накопившихся отходов. Но проблема в том, что вся эта система должна быть построена на одной технологии и методике, а для этого нужно решить главный вопрос — какую технологию переработки избрать. Уже, слава Богу, практически все отказались от тривиального сжигания отходов, но ни ученые, ни органы власти не могут принять решения, какую из существующих технологию избрать, — то ли использовать метод сравнительно безопасной пиролизной переработки, то ли что-то другое. И когда будет принято это принципиальное решение, тогда на этой единой технологии и схеме сбора и будет построена вся система. Наша Ассоциация разработала проект экологически безопасного управления отходами в Крыму. Мы пришли к выводу, что и это не все. Перед нами стоит триединая задача: нужно, во-первых, кардинально уменьшать объем отходов; во-вторых, как можно больше использовать вещи повторно. В-третьих, когда уже отходов не избежать, они должны собраться раздельно, органика должна компостироваться, а неорганические отходы должны перерабатываться. Очень важно, чтобы будущие поколения с детства обучались экологически безопасному обращению с отходами.
Сергей ЕДАМЕНКО, председатель общественного совета при Государственном управлении охраны окружающей среды в Днепропетровской области:
— «Мусорная проблема» имеет два аспекта. Прежде всего, это промышленные отходы. В этой сфере ситуация, на мой взгляд, наиболее удручающая. По моим наблюдениям, существует «черный рынок» документов, которые якобы подтверждают вывоз промышленных отходов, а фактически их сваливают в пределах городов. По документам выглядит так, что все в порядке, но на деле картина складывается тревожная. У «старых» заводов имеются значительные территории, что и позволяет сваливать или закапывать отходы, не расходуя средств на вывоз и утилизацию. Второй аспект «мусорной проблемы» — бытовой мусор в населенных пунктах. Ситуация здесь выглядит неоднозначно, поскольку весной обычно идет массовая уборка территорий, и свалки действительно на какое-то время исчезают в ходе этой кампании. Однако некоторые стихийные свалки существуют неслучайно. Когда их пытаются ликвидировать жители, то этому иногда противодействуют... участковые. Поскольку свалка — это деньги. Я не раз встречался с такой проблемой. Но в большинстве случаев свалки — результат общей культуры наших людей, они несут мусор или в ближайший овраг, или на пустырь за несколько домов от своей усадьбы. Поэтому говорить о высокой сознательности граждан не приходится. Хотя нужно отметить, что стало больше инициативных групп, которые самостоятельно борются с «мусорной проблемой». Так было, например, когда люди вышли протестовать против переполненной Игренской свалки на окраине Днепропетровска. Местные власти часто поддерживают инициативы людей и даже могут выделить транспорт. В то же время системной работы не ощущается. Вот как раз сейчас, накануне парламентских выборов, чиновники и кандидаты в депутаты будут стремиться показать конкретные результаты. Хотя в Днепропетровске давно закрыт мусоросжигательный завод, и о передовых технологиях в работе с отходами речь пока не идет.
Подготовили Лариса ОСАДЧУК, Тернополь; Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы; Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк; Николай СЕМЕНА, «День», Симферополь; Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск