Что будет толчком?
Если ОПЗ и вышел из игры как наиболее привлекательный объект инвестиций, то в Украине остается еще 60 крупных госпредприятий, от которых нужно избавляться как от рассадников коррупции, — экспертыСоциологические исследования утверждают, что многие украинцы симпатизируют государственной собственности и плохо относятся к чужой частной собственности. Тем не менее всем известно, что государственные предприятия являются эпицентром неэффективности и рассадником коррупционных схем в стране. Самые громкие коррупционные скандалы, появляющиеся в печати, как правило, происходят с привлечением государственных предприятий. Речь о печально известной схеме «Роттердам +», о «прокладках» вокруг «Энергоатома» и Одесского припортового завода и тому подобное. О выходах из этой ситуации не стоит долго рассуждать, потому что они хорошо известны. Первый: улучшить корпоративное управление госпредприятиями включительно с созданием наблюдательных советов при участии независимых директоров. Это направление всеми одобрено, однако далее НАК «Нефтегаза Украины» и «Приватбанка», где такие советы уже появились, дело не пошло.
Второй параллельный вариант: прозрачная конкурентная приватизация, направленная на то, чтобы лишить, по словам соучредителя Bendukidze Free Market Center Владимира Федорина, нашу бюрократию «кормовой базы» и не позволить политикам захватывать государство, что, по мнению старшего экономиста Центра экономической стратегии Дмитрия Яблоновского, еще хуже, чем просто коррупция в виде взяток.
ОПЗ В ПРИОРИТЕТЕ
В процессе продажи государственных предприятий Одесскому припортовому в последнее время отводилась выдающаяся, и даже ключевая роль. Сначала его называли лидером этого процесса, который должен сделать первый успешный шаг и гарантировать высокий и удачный старт всей приватизации. Но после нескольких неудач этот статус несколько снизили. Тем не менее, в конце апреля правительство включило в план приоритетных действий на 2017 год приватизацию этого предприятия. Правда, для уверенности лидеру нашли пару — ПАО «Центрэнерго». Кроме того, составители плана внесли в него энергоснабжающие компании «Харьковоблэнерго», «Запорожьеоблэнерго», «Николаевоблэнерго», «Хмельницкоблэнерго» и «Тернопольоблэнерго».
Фонд госимущества даже надеялся продать ОПЗ до конца этого года. «Мы запустили заново подготовку к приватизации этого объекта, — рассказывал ранее журналистам теперь уже экс-председатель ФГИУ Игорь Билоус. — Мы запустили процесс, и я думаю, что во второй половине — в конце года может состояться продажа». По его словам, подготовка к продаже ОПЗ до конца 2017 года связана не с задолженностью предприятия перед Ostchem Дмитрия Фирташа или НАК «Нефтегаз Украины», а прежде всего — с конъюнктурой мирового рынка химической промышленности, в частности, карбамида и аммиака. «Мы сейчас наблюдаем небольшое оживление этого рынка. С точки зрения стратегии этой отрасли оживление будет происходить и далее, до 2022 года. В этот промежуток, между концом этого года и 2022 годом, необходимо осуществить эту продажу эффективно для государственного бюджета», — говорил Билоус. Он также отмечал, что, согласно новому закону о приватизации, разработанному ФГИУ совместно с МЭРТ, ЕБРР и другими партнерами, около 1,5 тысячи из 3,5 тысячи госпредприятий пойдут на приватизацию. И среди них только 60 крупных государственных компаний (стоимостью активов более 250 миллионов гривен).
«Данный закон, — добавил Билоус, — сделает приватизацию проще, эффективнее, уберет коррупцию, увеличит количество участников. Большая приватизация будет происходить только с советником. Вся малая приватизация — так будут разделены все объекты — будет проходить исключительно через электронные площадки». Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Особенно относительно больших продаж.
НУЖНО ЛИ ОЖИДАТЬ ШОКА?
Одесский припортовый завод проиграл суд компании того же Фирташа. Апелляционный суд подтвердил решение Стокгольмского арбитража относительно долга ОПЗ перед компанией Ostchem, чем фактически открыл путь к банкротству предприятия. Об этом на заседании правительства доложил новый исполняющий обязанности председателя ФГИУ Дмитрий Парфененко. Что дальше? Кое-кто предлагает даже довести страну до дефолта, и тогда, мол, после этого шока приватизация будет поддержана в народе и сдвинется с места...
«День» задал этот вопрос несколько иначе: если до конца этого года или даже в следующем году ОПЗ не будет приватизирован, то начнется ли в Украине приватизация?
«Приватизация является сегодня едва не единственным путем привлечения крайне необходимых стране инвестиций, — издалека начал свой ответ экс-заместитель председателя МЭРТ Руслан Корж, — она нужна нам как пример, который позволит Украине позже выступить на международной арене как надежный партнер инвестора и получить мультипликационный эффект от полученных средств. Но если не будет приватизирован ОПЗ и в стране не начнется масштабная приватизация, то у страны будет меньше шансов выйти из нынешнего затруднения».
«Я бы, честно говоря, не привязывал успех приватизации к ОПЗ, — отмечает Дмитрий Яблоновский, — это упрощает картину. Для меня показателем успешности приватизации было бы хотя бы начало продажи небольших предприятий. Нам стоит понять, зачем мы ими владеем, а следовательно, поняв, что не имеем от них никакой пользы, начали их продавать. И именно на этих примерах показать успешность приватизации. И этот позитивный пример сработал бы и на экономику в целом, и на развитие конкуренции. Поэтому я бы не равнялся только на ОПЗ, потому что из него уже создали какой-то фетиш. У нас есть куча предприятий, которые мы еще можем продать. И это должно быть одной из стратегий, если для крупных предприятий сейчас не лучшее время для продажи».
«ОПЗ нельзя считать каким-то маркером, — отмечает в ответ на вопрос «Дня» исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук, — однако нам не нужно полагаться на внешний шок для начала приватизации, потому что он не всегда приводит к позитивным последствиям. Шок может привести и к обратному — начнут национализировать то, что раньше было приватизировано. В то же время, на мой взгляд, огромные внешние выплаты по кредитам 2019 года могут стать для страны позитивным шоком. За первый квартал этого года прямые иностранные инвестиции в Украину составляли всего лишь 150 миллионов. В таких условиях без приватизации нам не обойтись».
«Малые предприятия, конечно, тоже нужно приватизировать, но нужно понимать приоритеты, — отмечает бывший член НКРЭКП Андрей Герус, — процентов 80—90 дохода всех государственных предприятий сконцентрировано на 50 крупнейших государственных предприятиях. А следовательно, именно там и 90 процентов коррупции и политического влияния. Одесский припортовый завод — достаточно большой и даже знаковый объект, но он такой в стране не один. На мой взгляд, именно приватизация крупных предприятий — это то, что может привлечь существенные инвестиции, привлечь крупные иностранные компании, которые, придя к нам, создадут нашим, местным конкуренцию и привнесут новые технологии. Это будет толчком к развитию страны».
P.S. За четыре месяца 2017 года «Госаудит» предупредил руководителей государственных предприятий Украины о незаконном и неэффективном расходовании более 1,7 миллиарда гривен.
Выпуск газеты №:
№86, (2017)Section
Экономика