Перейти к основному содержанию

Что кроется в деталях нового Закона о столице?

Депутат: «Мы закладываем законодательную бомбу под местное самоуправление и унитарность нашего государства»
03 октября, 18:06
ЗАКОНОПРОЕКТ О СТОЛИЦЕ, ВНЕСЕННЫЙ АЛЕКСАНДРОМ ТКАЧЕНКО, ПОДДЕРЖАЛИ 244 НАРОДНЫХ ДЕПУТАТА, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ИЗ ФРАКЦИИ «СЛУГА НАРОДА», И — ШКВАЛ КРИТИКИ ОСТАЛЬНЫХ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Верховная Рада приняла в первом чтении проект Закона о городе Киев — столице Украины, внесенный Александром Ткаченко и другими мажоритарщиками  Киева от «Слуги Народа».

Народные депутаты обсудили 4 законопроекта: три варианта проекта закона о внесении изменений в закон «О столице Украины — город-герой Киев» (№2143, №2143-1 и №2143-2), а также проект Закона о городе Киев — столице Украины (№2143-3). Комитет рекомендовал принять в первом чтении законопроект №2143-3 Ткаченко.

Другие законодательные инициативы относительно внесения изменений в закон о столице Украины — город-герой Киев, — №2143 авторство группы нардепов от «Слуги народа» во главе с Андреем Клочко №2143-1 авторство группы нардепов из фракции «евросолидарности» в челе с Сергеем Алексеевым и №2143-2 авторство группы нардепов фракции «Голос» во главе с Андреем Осадчуком, — комитет рекомендовал отклонить.

Присутствующий  на заседании комитета мэр Киева Виталий Кличко предложил отправить все четыре законопроекта на экспертизу в Венецианскую комиссию.

«Все  четыре законопроекта должны пройти экспертизу Венецианской комиссии», — сказал Кличко, прибавив, что необходимо также обсудить законопроекты с экспертами и представителями общественности, а не принимать законопроект узким кругом».

Городской председатель  Киева также выразил удивление в связи с тем, что с «такой поспешностью» власть страны стремится внести изменения в закон о столице.

Народный депутат от Фракции «Слуга народа» Александр Ткаченко заявил, что в настоящий момент между центральной и столичной властями заложена «круговая порука», которая позволяет им решать свои дела, а его закон «возвращает нормальные европейские правила самоуправления в огромном городе возвращая власть непосредственно киевлянам».

«Ко мне обращаются простые киевляне и спрашивают — когда уже будут изменения в столице, когда городская власть начнет работать для людей?  Процесс запущен. Мы реально возвращаем самоуправление в столице, а не просто обещаем, как предыдущая власть. Впереди еще много работы над совершенствованием законопроекта. Обязательно пройдут общественные слушания, будут привлечены международные и украинские специалисты. Главное — у нас есть основа. В Киеве будут возобновлены районные советы и исполнительные комитеты. Для многомиллионного города — это необходимость, потому что невозможно эффективно управлять мегаполисом из единственного центра — на Крещатике. Должности мэра Киева и председателя КГГА будут разделены. Больше мэр не сможет сидеть на финансовых потоках и одновременно сам себя контролировать. Он возглавит только исполнительную ветвь власти. Жители смогут самостоятельно распоряжаться районным бюджетом и самостоятельно развивать свой район. Мы должны сделать город удобным для киевлян. Все услуги будут сконцентрированы в одном здании в центре района. Мы вернем гордость за столицу и сделаем город для качественной жизни!», — написал после успешного голосования Ткаченко в социальной сети Фейсбук.

Законопроект №2143-3  поддержали 244 народных депутата — преимущественно, из «Слуги народа». Ни одна другая фракция или группа не голосовали за законопроект соратников президента.

Народный депутат из Фракции «Батьківщина» Алена ШКРУМ заявила, что законопроект Ткаченко и других киевских мажоритарщиков от «Слуги народа» —  наихудший законопроект, который я читала в жизни по качеству законотворческого действия. «Политически он предлагает возобновить в Киеве районные советы (что хорошо) и разделить полномочия председателя КГГА и мэра. На этом и стоило остановиться, в действительности. Потому что друзья, это наихудший законопроект, который я читала в своей жизни. А я читала много чего, поверьте: от инициатив местной власти о запрещении продажи трусов около церкви, и закона о дематюкизации. Здесь же в законе о городе Киев — смешались кони-люди-государство, служба— политики, зеленые насаждения и функции полиции для КГГА, «Киевский магистрат» и ратуши (так теперь будут называться органы местной власти в Киеве (серьезно?), отдельные избирательные правила для выборов в Киеве, полномочия для мэра подписывать международные договоры (??) и возможность принудительного отчуждения имущества (любой формы собственности) из мотивов общественной необходимости в собственность общества города Киева...  Среди авторов законопроекта есть люди, которых я хорошо знаю и уважаю, более того — которым доверяю в сферах их деятельности. Но, коллеги, никогда, никогда больше не подписывайте законы без их полного анализа и понимания. Это жесткий треш, коллеги, простите», — написала Шкрум. Народный депутат добавила, что искренне сочувствует юристам экспертного управления ВРУ, которые делали выводы на этот проект, где сроки противоречат друг другу, нормы в разных абзацах — противоречат друг другу, которые прямо противоречат Конституции, закону о местном самоуправлении, о государственной службе, о службе в органах, гражданскому кодексу.

Представитель партии «Голос» Андрей Осадчук отметил, что властные идеи изменений не обсуждались с территориальными громадами:  «Мы не спросили 4 миллиона граждан, хотят ли они магистрат, хотят ли они зеленый каркас города Киева и кучу всего другого».

«Поддержаный профильным комитетом законопроект тотально противоречит Конституции и законодательству о местном самоуправлении и о местных администрациях», — заявил Осадчук.

По его словам,  по несму предлагается внедрить в столице правила, которых нет в ни одном другом городе Украины.

«Украина является унитарным государством, на ее территории действует единственная система законодательства с одинаковыми правилами и нормами, которые распространяются на всю территорию Украины. Нет никаких оснований принимать законы, которые предусматривают особенную регуляцию правовых отношений», — сказал Осадчук с ссылкой на главное научно экспертное управление Верховной Рады.

«Данным законом мы закладываем законодательную бомбу под местное самоуправление и унитарность нашего государства.», — заявил он.

Впереди — второе чтение. И депутаты от фракции «Слуги народа», в частности первый заместитель председателя фракции Александр Корниенко, уже заявили, что рассмотрят все замечания и предложения в законопроект. Сегодня в Киеве другой депутат от фракции «Слуга Народа», который избирался по одному из мажоритарных округов города Киева, Роман Грищук проводит публичные обсуждения документа при участии его авторов — Александра Ткаченко, Анны Бондарь и Дмитрия Гурина.

Напомним, что в  законопроекте №2143-3   предлагается создать новую систему организации и осуществления местного самоуправления и исполнительной власти в столице Украины. В частности, —  разделить функции киевского городского председателя и головы Киевской городской государственной администрации.

Таким образом, киевский городской председатель будет возглавлять Киевский магистрат — исполнительный орган Киевского городского совета, председательствовать на заседаниях Киивгорсовета, а глава Киевской городской государственной администрации осуществлять надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления и координировать деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти.

Кроме того, в законопроекте хотят урегулировать вопрос правового статуса города Киева и особенностей местного самоуправления, в частности:

• специальный статус Киева;

• реализацию столичных функций;

• административно-территориальное устройство города Киева;

• взаимодействие территориальной громады города Киева и территориальных громад населенных пунктов Киевской области;

• местное самоуправление в Киеве;

• статус киевского городского председателя и его заместителя по финансовым вопросам, заместителя киевского городского председателя — руководителя делами Киевского городского магистрата и заместителя киевского городского председателя — главного архитектора города Киева;

• порядок обеспечения председателем Киевской городской государственной администрации соблюдения в Киеве Конституции и законов Украины;

• стратегическое планирование в Киеве.

Напомним, первый мэр столицы независимой Украины Леонид КОСАКОВСКИЙ так охарактеризовал эти положения на своей фейсбук-странице: «Надсмотр со стороны КГГА не только за законностью актов, но и в сущности опровержение их в некоторых случаях по вопросам целесообразности, от чего в той же Франции для префектов давно отказались. Основания, которые не отвечают публичным интересам территориальной громады, допускают смаковщину и произвольные толкования». На примере противостояния Виталия Кличко и главы ОПУ Андрея Богдана мы уже знаем, насколько по-разному могут трактоваться (а то и отрицаться) нормы закона. Особенно такие свободные формирования как «публичные интересы территориального общества» многомиллионного города».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать