Что такое MNP?
С 20 декабря украинцы не смогут точно определить, какой оператор обслуживает абонента, которому они звонят по телефону20 декабря в Украине начинает действовать услуга изменения мобильного оператора без изменения номера (MNP). Что это значит? Все просто: если тарифы или уровень обслуживания текущего оператора вас почему-то не устраивают, можно уйти к другому. Схема перехода также не предусматривает сложности. Необходимо просто оставить заявку на сайте оператора или отправить СМС. И ваш номер в течение 24 часов изменит прописку. Причем, сохранится не только сам номер, но и трехзначный код.
По словам Виктории Рубан, начальника отдела связей с общественностью «МТС-Украина», услуга сохранения номера обеспечит абоненту максимальную свободу в выборе оператора. И даже если будут пользоваться ею лишь одиночные абоненты, это большой шаг вперед. Но, чтобы не дискредитировать идею еще на старте, необходимо обеспечить корректное и эффективное взаимодействие между всеми операторами. А также администратором базы данных переходов, тщательным образом отработав механизм услуги: «Если у абонентов, которые захотят сохранить номер, будут возникать сложности, неудобства, ограничения в работе, будет теряться смысл такого перехода».
КТО ЕСТЬ КТО?
Изменить оператора, перейдя на более выгодный тариф. Удобно? Да. Но и здесь есть предостережения. Напомним: смысл новой услуги — в том, что номер телефона сохраняется полностью. То есть вместе с трехзначным кодом. Как следствие — с 20 декабря невозможно будет точно определить, какой именно оператор обслуживает того или другого абонента. Следовательно, трудно предусмотреть стоимость разговора с ним.
Не секрет, что разговоры в пределах одной сети значительно дешевле. Нередко даже бесплатные. А потому украинские пользователи мобильной сети преимущественно имеют минимум по два телефона с карточками разных операторов. Несколько «нулевых» тарифов в кармане удешевляют стоимость связи до минимума. Но после введения услуги MNP у многих абонентов могут возникнуть незапланированные расходы.
Андрей Осадчук, директор по регуляторно-правовому обеспечению бизнеса компании «Киевстар», объясняет, что этим вопросом должен заниматься сам оператор. Однако, как именно, точно не известно: «Сложно сказать, как именно оператор должен информировать абонентов — голосовым сообщением, SMS или как-то иначе. В любом случае код сети уже не будет признаком принадлежности к тому или другому оператору. И это создает определенные сложности в определении стоимости звонков для клиентов, которые звонят по нулевым или дешевым тарифам».
Следовательно, теперь понятно только то, что решить проблему информирования абонентов возможно исключительно совместными усилиями всех операторов мобильной связи.
ОСТОРОЖНО — МОШЕННИКИ!
Операторы уже сегодня призывают абонентов быть предельно осторожными. Поскольку большинство пользователей мобильной сети в Украине — это так называемые «подписавшиеся абоненты». То есть те, кто не имеет официального соглашения о предоставлении услуг. Купил абонент карточку на любой раскладке, активировал и пользуется, согласно предложенному тарифу. Но в такой ситуации оператору будет непросто определить, кто именно отправил заявку на трансфер.
Андрей Осадчук предупреждает, что упрощенная система перехода может спровоцировать серьезные проблемы для потребителей услуги: «Это может вызвать волну специфических мошенничеств с sim-картами и sms-сообщениями. Может привести к потере номеров телефонов, а также — к сложностям и лишним расходам. Ни оператор-донор, ни оператор-реципиент не будут иметь механизмов, чтобы точно установить владельца номера».
Оксана Рудюк, руководитель PR департамента «life:)» советует уделять мобильным телефонам внимание не меньшее, чем личным документам. Минимизация случаев мошенничества будет зависеть от внимательности и ответственности абонентов. Ведь никто не застрахован от того, что из брошенного без присмотра телефона не позвонит посторонний человек: «Переходу абонента предшествует процедура обмена информационными сообщениями между всеми участниками процесса перенесения номера. При этом оператор-получатель взаимодействует с оператором-донором для выяснения возможности перенесения номера. На завершающем этапе перехода в новую сеть абоненту необходимо будет посетить центр обслуживания нового оператора, чтобы получить sim-карточку с перенесенным номером. Во время этого визита оператор и сможет проверить, кто именно заказал переход. В таком случае риск мошенничества сводится к уровню риска неправомерных манипуляций с украденным телефоном».
КАК БУДУТ ВЫБИВАТЬ ДОЛГИ
Уже в настоящее время пользователи отмечают еще один риск, связанный с простотой предоставления услуги. А именно: что будет с деньгами, которые остались на счете абонента? Если вы недавно пополнили счет на «кругленькую» сумму, не будет ли она потеряна при переходе? Также, весьма вероятно, у некоторых абонентов может возникнуть искушение «сбежать», не расплатившись по счетам.
Оксана Рудюк считает эти опасения преувеличенными: «Любые денежные остатки абонент сможет вернуть, оформив письменное заявление в центре обслуживания оператора-донора. Возвращение средств в подобных случаях предусмотрено законодательством Украины. А относительно задолженности абонентов — здесь риски не выше, чем при стандартных условиях обслуживания. Ведь и в настоящее время клиент может прекратить пользоваться услугами оператора, накопив долг. Задолженности за предоставленные услуги оператором-донором по контракту будут погашаться в том же порядке, что и при расторжении соглашения о предоставлении телекоммуникационных услуг».
КТО ВОСПОЛЬЗУЕТСЯ УСЛУГОЙ
Вряд ли стоит ожидать массовой миграции абонентов. Вероятнее всего, это приведет к усилению конкуренции и «выравниванию» тарифов. Ведь увеличится заинтересованность операторов как в сохранении абонентской базы, так и в поощрении чужих клиентов.
Виктория Рубан объясняет, что в странах Евросоюза услугой пользуется не очень много абонентов: «Например, в Великобритании за 8 лет перешло 8% абонентов — по 1% в год. В Германии за 4 года — всего 1%. Исходя из европейского опыта и сегодняшних реалий украинского рынка, количество абонентов, которые воспользуются услугой, вряд ли превысит 3—5%».
Дополнительным сдерживающим фактором станет окружение каждого абонента. Конкурирующий оператор может предложить максимально выгодные условия. Но если ваши друзья и родственники не поддержали инициативу, маловероятно, что такой переход будет выгодным.
Выпуск газеты №:
№154, (2013)Section
Экономика