Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что выиграет авиапассажир от Ассоциации с ЕС?

Эксперт: «Чем больше наших авиакомпаний будет допущено на международные рейсы, тем меньше будет монополизма в ценах на внутренних»
29 июля, 16:41
ФОТО РЕЙТЕР

Сегодня европейские компании обслуживают 17% украинского авиарынка. Это на 3% меньше, чем в 2013 году, сообщают в Государственной авиационной службе.

«Сегодня авиационный рынок Украины уже фактически открыт. Но ажиотажа среди  желающих сюда прийти почему-то не наблюдается. Наш рынок для них слишком слаб — платежеспособность населения низкая, гривня — девальвирована, аэропорты выставляют высокие цены за обслуживание, как и другие провайдеры наземных услуг», — говорит корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.

Решить подобные проблемы власть планировала с помощью подписания Соглашения об общем авиационном пространстве с ЕС. Как известно, переговоры относительно заключения соглашения начались еще в 2007 году. Парафировано соглашение было в конце ноября минувшего года. Подписать его планировали в июне этого года.

Тем не менее, этого не произошло. Официальная причина — многолетний спор между Великобританией и Испанией касательно территории Гибралтара. «В последний момент Великобритания и Испания свой спор перенесли на наше соглашение. Великобритания стала настаивать на том, что из соглашения должна быть исключена территория Гибралтара, которая является спорной. Но в Гибралтар летают только внутренние рейсы, там нет международного сообщения», — заявила еще в конце июня первый заместитель министра иностранных дел Наталья Галибаренко.

Однако настоящие причины могут быть совсем иными. «Повод вроде бы найден, а причина может быть другой, как, например, то же давление на украинскую власть или само соглашение, подготовленное украинской стороной таким образом, чтобы не быть подписанным! Кто может быть заинтересован в таком развитии событий, чтобы Украина не была связана с ЕС качественным авиационным сообщением и бизнесотношениями нового типа?» — комментирует ситуацию экс-министр транспорта и связи Иосиф Винский.

«Открытое небо» должно было способствовать постепенной либерализации рынков, использованию общих правил на основе правил ЕС в области гражданской авиации, способствовать промышленному и операционному сотрудничеству. То есть после ратификации документа любой авиаперевозчик ЕС и Украины смог бы выполнять неограниченное количество рейсов между любыми городами ЕС и Украины. Также предполагается снятие ограничений на количество маршрутов, рейсов и авиакомпаний, которые могут выполнять полеты. Каждая из сторон также сможет легально оформлять контроль над авиаперевозчиком другой стороны, что невозможно в настоящее время. А как показывает опыт стран — членов ЕС, впоследствии цены на авиаперелеты должны снизиться.

Сегодня же  в Украине летать может позволить себе далеко не каждый. «У нас что полет в Лондон, что во Львов — стоят одинаково», — констатирует генеральный директор компании «Мастер-Авиа» (Международный аэропорт «Киев» (Жуляны) Алексей Яковец. По его словам, в стоимость билета на самолет входят расходы на гражданскую авиацию, специалистов, работа которых не является дешевой, квалификацию персонала, а также получение европейских сертификатов. Ведь, как отмечает Яковец, в небе Украины часть самолетов отечественного производства составляет около 10%. «Наши типы самолетов — это уже вчерашний день. Их ресурс заканчивается. По экономическим показателям их эксплуатация даже убыточна. Это приводит к уменьшению пассажиропотока», — говорит он. Ведь человек, который платит 200 долларов за билет, требует сервиса и безопасности, которые могут предоставить европейские и американские производители. А самолеты их — не дешевые. Тем более что компании берут самолеты иностранного производства в лизинг, который также значительно повышает цену на билет.

Не менее важным фактором роста цены на авиаперелеты является стоимость топлива. «В Украине самое дорогое авиационное топливо», — говорит Яковец. Ведь, объясняет он, отечественные производители — Лисичанский и Кременчугский заводы — «едва дышат». Поэтому придется импортировать. «А импорт не может быть дешевле, чем нефтепродукты собственного производства», — говорит он. Вместе с тем, отмечает Яковец, авиакомпании, которые выполняют у нас внутренние рейсы, имеют нулевой доход и рентабельность.

Соответствующее мнение подтверждают и в МАУ. «МАУ с 2008 года является членом Ассоциации европейских авиакомпаний. Согласно статистике этой международной организации, в первом полугодии 2014 года средняя тарифная ставка МАУ была на 9% ниже, чем в среднем у остальных Европейских авиакомпаний-членов», — говорит Сацкая. И это при том, объясняет она, что авиационное топливо в Украине на 100-150 долларов дороже, чем в европейских аэропортах. Также дороже услуги таких провайдеров, как аэропорты, хендлинговые и кейтеринговые компании. Помимо этого, на внутренних рейсах по Украине авиаперевозчики еще и вынуждены платить НДС.

Тем не менее, прогнозируют игроки рынка, ситуация может измениться. «Соглашение предоставляет широкие возможности для захода на рынок новых авиакомпаний. Оно позволит отойти в прошлое ряду бюрократических процедур, связанных с получением назначений на те или иные направления», — говорит пресс-секретарь аэропорта «Борисполь» Оксана Ожигова. Как результат, по ее словам, увеличится объем предложений на авиационном рынке, что неминуемо повлияет на снижение цены. «Также расширится география полетов — появятся более широкие возможности для путешествий. После подписания этого документа авиакомпания напрямую будет согласовывать технические возможности приема-отправления рейсов с аэропортом», — добавляет Ожигова. При этом, отмечает она, аэропорт имеет разветвленную инфраструктуру, которая позволяет обслуживать пассажиропоток в 4 раза больше, чем сегодня.

Поэтому, считают в аэропорту «Борисполь», подписание Соглашения о САП должно значительно снизить цены на авиаперелеты для украинцев. «Если Соглашение приведет к реальному упрощению визового режима для граждан Украины, спрос на перелеты между Украиной и странами Европы возрастет. Поэтому авиакомпании теоретически будут иметь возможность увеличить предложение по провозным емкостям и предложить пассажирам более низкие тарифы», — отмечает корпоративный пресс-секретарь МАУ.

Такого же мнения и в международном аэропорту «Киев». «Ни одна компания в мире не может выжить без международных рейсов. На внутренних рейсах они ничего не зарабатывают. Поэтому чем больше наших авиакомпаний будет допущено на международные рейсы, тем меньше будет монополизма в ценах на внутренние рейсы. Выигрывает только пассажир», — говорит генеральный директор компании «Мастер-Авиа» (Международный аэропорт «Киев» (Жуляны) Алексей Яковец.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать