Чтобы все флаги в гости к нам
Минтрансу необходим закон «О портах»Принятое в конце прошлого года решение Конституционного Суда о признании статуса порта, как государственного предприятия, соответствующим Конституции не вызвало в Министерстве транспорта и связи сильных эмоций — такой исход считали предрешенным.
«Это решение опирается на сегодняшнее законодательство, — ответил на вопрос «Дня» директор Государственного департамента морского и речного транспорта Владимир Работнев. — Для меня оно было вполне очевидным — Конституционный Суд должен был подтвердить соответствие строчки Кодекса торгового мореходства Конституции Украины, и он это сделал». И что самое главное, по первому обращению, не разводя волокиту и не устраивая длительных разбирательств.
Причин, которые заставляли бы отрицать государственный статус порта, В. Работнев не видит. В каждом из портов работают всевозможные формы собственности, множество частных агентов и экспедиторов. Исключительно государственной собственностью остается надзор за безопасностью, лоцманская служба и регулирование движения судов. Ну и, естественно, государственная администрация и управление инфраструктурой порта.
Количество негосударственных предприятий не одинаково в разных портах, но тут все зависит от экономических соображений предпринимателей, которые, вкладывают свои деньги в порт, помогают стране получить дополнительные средства. Предприниматели оплачивают работы сотрудников порта, чьими услугами пользуются, создают новые рабочие места, развивают инфраструктуру порта и занимаются наполнением бюджета страны, платя налоги и привлекая зарубежные грузы, за провоз которых получают деньги судоходные компании, таможня, порт, железная дорога, автомобилисты.
Как считают в Минтрансе, исключительно частные порта в Украине не появятся. В портовый комплекс входит и акватория, продажа которой запрещена по закону. Тем более, что в каждом порте остаются государственные лоцманы, администрация управления госимуществом и морская администрация. Но и абсолютно государственных портов у нас нет — экономическая ситуация не позволяет. Так что приходится этим двум формам собственности уживаться.
По словам В. Работнева, говорить о статусе порта можно было бы только в том случае, если бы государственная форма собственности в портах сдерживала развитие бизнеса, современных технологий и развитие Украины как транзитной державы. Но этого, слава Богу, нет. Капитал заходит в наши порты совершенно спокойно, инвестиций пока что тоже хватает, банки работают с портами охотно, в том числе и зарубежные — например, Европейский банк реконструкции и развития сотрудничает с Ильичевским морским торговым портом.
Сегодняшнее состояние портов говорит о том, что все развивается хорошо и — только по грузообороту современная Украина уже превысила цифры эпохи Союза и далеко ушла от начала независимости. По мнению В. Работнева, мы уже пришли к общепринятой схеме, при которой власть, имея инфраструктуру, раздает право работать с ней всем желающим, но при этом контролирует их.
Единственно, что необходимо сейчас портам — принятие закона «О портах», потому что одной главы в Кодексе мало для решения всех проблем — только отдельный законодательный документ смог бы дать следующий толчок развитию портов. Например, нужно предоставить капитанам портов, которые следят за порядком и безопасностью на территории, полную независимость, выведя их из подчинения начальникам портов. При этом, считают в Минтрансе, статус порта (государственный или негосударственный), уже ничего не изменит в направлении развития портов. Вместе с тем определение порта (на прибалтийский манер) как комплекса предприятий, занимающихся переработкой грузов и работающих с пассажирами, поможет стимулировать развитие отрасли.
Выпуск газеты №:
№5, (2005)Section
Экономика