Перейти к основному содержанию

Цивилизованности и открытости

требует... ИСД у поляков
28 февраля, 00:00

Восстановить цивилизованный порядок проведения открытых тендеров, вплоть до решения дела в судебном порядке, намерен «Индустриальный союз Донбасса» — одна из крупнейших финансово-промышленных групп Украины, — проиграв «битву» за приватизацию металлургического комбината Huta Czestohowa S.A. (Польша). Решением конкурсной комиссии ИСД вошел в число финалистов этого конкурса под №1 и рассматривался в качестве его фаворита. Директор по корпоративным правам и инвестициям этой корпорации Александр Пилипенко в среду мотивировал это намерение тем, что ИСД так и не смог получить от польского правительства официальных объяснений по поводу «абсурдной ситуации в приватизации Huta Czestohowa S.A.». Среди упреков польскому правительству — ссылки на политическую подоплеку принятого им решения, в соответствии с которым новым собственником польского металлургического комбината может стать британско-индийский концерн LNM Group. Пилипенко считает, что заявления в польской и украинской прессе о якобы завершившемся конкурсе по приватизации Huta Czestohowa преждевременны: «События только разворачиваются», — сказал он, добавив, что для защиты своих интересов в деле ИСД планирует привлечь крупные юридические компании с мировым именем. «Мы намерены изменить ход событий, которые сегодня возникают и приобретают, к сожалению, политическую окраску», — сказал директор. Он высоко оценил политическую поддержку со стороны руководства Украины, которая, по его мнению, дает надежду на исправление ситуации и «отражает конструктивное объединение усилий бизнеса и руководства страны в деле интегрирования Украины в ЕС». Пилипенко также представил довольно мрачный прогноз будущего для спорного меткомбината в том случае, если он все же достанется LNM. Чтобы сохранить нынешние объемы производства стали на другом, принадлежащем англо-индийской корпорации, металлургическом комбинате — Polskie Huty Stali (PHS), новые собственники Huta Czestohowa могут ее попросту закрыть. «Поскольку это электросталеплавильное производство, сделать это легко — выключил рубильник, и предприятия нет», — сказал Пилипенко. Между тем накануне замминистра госимущества Польши Игнасий Бохенек заявил в Киеве, что решение по Huta Czestochova было не политическим, а экономическим.

Горькая пилюля, доставшаяся ИСД в Польше, в четверг была подслащена в Венгрии, где консорциум ИСД-Duferco подписал договор купли-продажи 79,5% акций Дунайварошского металлургического комбината группы Dunaferr Rt. (Венгрия) и соответствующее инвестиционное соглашение. Президент ИСД Сергей Тарута уверждает, что заявление представителя польского правительства господина Анджея Шароварского о победе LNM «фальсифицирует результаты тендера». Тарута отмечает, что в Венгрии, где ИСД выигал тендер, «все было прописано четко». Впрочем, для металлургической промышленности Украины, которая уже в мае будет отгорожена от объединенной Европы, принимающей в свое лоно новые государства, одного подобного окна явно недостаточно...

Кстати, вчера украинская служба радиостанции «Немецкая волна» сообщила, что ответственный за приватизацию Huta Czestochowa вице-министр Госимущества Польши А.Шараварский заявил: если до 30 марта конкурент ИСД — концерн LNM не подпишет условий соглашения о продаже и социальный пакет для работников, то его ведомство продолжит переговоры с украинцами.

КОММЕНТАРИИ

Сергей ТЕРЕХИН, народный депутат Украины:

— Это — вопиющий случай. Он отражает существующее в Европе мнение о целесообразности допуска на ее рынок украинских инвестиций, а также неуверенность в том, что поступающие из Украины деньги заработаны легально и что наши инвесторы серьезно хотят развивать приобретаемое предприятие. Слишком много мы себе напортили внутренними «приватизационными штучками»... Я не хочу защищать поляков — их решение очень неправильное. То, что сделало в данном случае польское правительство, — это большая политико-экономическая оплеуха, но не Украине, а самим себе. Я говорил со своими друзьями в Польше, которые еще недавно занимали там достаточно высокие посты, и они, мягко говоря, обескуражены. По их мнению, решение принято вне тех правил, по которым живет Европейский Cоюз. Это скорее в наших правилах: правительство утверждает, что нужно защищать национальные интересы, но на самом деле решает какие то бизнес-проблемы. Господин Квасьневский не мог поступить подобным образом, когда европейским капиталом продавались и покупались крупнейшие польские предприятия. Но зато теперь, когда «поделиться» корпоративными правами просило украинское предприятие, полякам не помешало отказать ни стратегическое партнерство, ни общие этнические корни... Мы словно стали свидетелями экономического продолжения конфликта вокруг Лычаковского кладбища во Львове.

Александр РЯБЧЕНКО, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций:

— Между украинской приватизацией и приватизацией в Европе есть существенная разница. Мы привыкли к своим законам, по которым все четко расписано. Когда какие-то принципы нарушаются, то у нас нетрудно это проследить и даже оспорить в судебном порядке. И есть принципы европейской приватизации, которые не прописывают жестко каких-то норм, как у нас. Там требования к инвестору не формализованы, а правительству оставлено много возможностей для принятия решений, вплоть до дополнительных условий, вводимых после того как конкурс начался. Так было и в данном случае, когда почему-то решили усилить социальную составляющую... По нашим законам это совершенно невозможно. Но конкуренты сыграли очень быстро и в нужный момент (при этом все подозрения в коррупции совершенно безосновательны), демонстрируя лучшее понимание ситуации, тогда как у наших, похоже, не было специалистов по европейской приватизации. Конечно, ИСД имел все возможности для победы. Он явно был лидером, первым покупателем на этом конкурсе. И эта покупка соответствует интересам нашего государства, поскольку Польша, вместе с другими странами Восточной Европы, вступает в ЕС. И правительство, МИД должны были с самого начала поддержать украинскую компанию и предусмотреть все возможные варианты. Мы же были слишком уверены в победе и не предполагали, что заведомо более слабая сторона вдруг сможет победить. Но и сейчас не поздно вступать в контакт с польской стороной, понять, чего она хотела от инвесторов. И, может быть, подать новое дополнительное предложение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать