Дефицит энергии
Чтобы избежать отключений ТЭС, правительство в ближайшее время начнет импорт угляУкраинские шахтеры ежегодно поднимали на-гора 80 — 81 миллион тонн угля. Каким будет «урожай» черного золота в этом году? Пока что этого никто не может сказать. 90% угледобывающих мощностей страны сосредоточено на Донбассе, где идет война, и шахты, а главное — горняки ежедневно подвергаются опасности. Так, в результате боевых действий 21 августа была обесточена подстанция шахты им. Засядько в Донецке, обеспечивающая работу воздухоподающего ствола. В результате, когда под землей оставалось более 300 шахтеров, замерло оборудование вентиляции и подъема людей на поверхность. Энергетики потратили больше восьми часов, чтобы исправить повреждения и вывести шахтеров на воздух. Сейчас шахта получает электроэнергию в нормальном режиме. Ранее, 18 августа, энергетикам удалось вернуть электроснабжение на опасную по выбросам угля и газа шахту им. Ленина (ГП «Артемуголь») в Горловке, которой электроэнергия крайне необходима для вентиляции и откачки воды. Список повреждений, случающихся едва ли не ежедневно, можно было бы продолжать, и понятно, что в таких условиях Украина в этом году будет иметь не профицит, а дефицит угля.
Эксперты считают, что чрезвычайная ситуация в угольной промышленности очень серьезна, и не исключают, что из-за этого Украина может в ближайшее время остаться без света. Об этом, в частности, говорит заместитель директора Центра исследований энергетики Вадим Гламаздин. Он отмечает, что если за семь месяцев этого года добыча угля в стране сократилась всего на 3%, что, по его мнению не так уж много и находится в пределах статистической ошибки, то в июле по сравнению с тем же месяцем прошлого года добыча упала на 21%, в том числе энергетического угля — более чем на 16%. Однако эксперт отмечает, что такое сокращение угледобычи все еще не является критическим, но становится потенциально угрожающим из-за своих темпов. Причем особенно для электроэнергетики, в которой 42,2% мощностей работают на угле. «И если в угольной отрасли возникают проблемы, то под вопросом оказывается сразу 42% электрогенерации страны», — говорит В. Гламаздин. По его словам, на всех теплоэлектростанциях, за исключением Старобешевской ТЭЦ, запас угля в сравнении с тем, который был на это же время в прошлом году, уменьшился и на некоторых составляет 15% от прошлогоднего уровня.
В чем состоит угроза? Две станции Славянская и Углегорская вообще отключены от сети, еще пять имеют определенный запас угля, но пополнить его нельзя, поскольку железная дорога из-за военных действий, повреждений пути и мостов, не может его доставить. Эта задача усложняется еще и тем, что каждая электростанция рассчитана на конкретную марку угля. «Сегодня уже более 20% электрогенерации находится под угрозой, — отмечает эксперт и прогнозирует: — Если ситуация не улучшится, она (электрогенерация) остановится». Ссылаясь на график суточного электропотребления, Гламаздин отмечает, что разница между самым большим потреблением, и самым малым составляет 25% и покрывается почти исключительно тепловой генерацией. «Если взять самый плохой сценарий, то вся эта разница, — предполагает замдиректора EIRCenter.com, — не будет компенсироваться, мы не сможем регулировать систему и поддерживать необходимые параметры тока, и авария может быть даже большей, чем просто отключение нескольких регионов».
Естественно, заместитель главы Минэнергоугля Вадим Улида, все видит в несколько ином свете. Хотя таких условий, в которых работает сегодня энергетика, никогда не было за всю историю независимой Украины, он, перечислив названия отключенных из-за действий сепаратистов линий электропередач, отмечает, что «энергетики пытаются сделать все, чтобы обеспечить стабильную работу энергосистемы страны и доставлять свет гражданам и промышленности». «Мы обеспечены своим углем и, несмотря на то, что сейчас отключено свыше 30 шахт, добыча угля производится, но доставить его через районы, где ведутся боевые действия, через линию фронта практически невозможно. Мы вынуждены «вырабатывать склад», и многое будет зависеть от того, как будут развиваться боевые действия...» Замминистра ссылается на Мининфраструктуры, которое обещает после прекращения боев очень быстро наладить доставку угля на электростанции, и говорит о вынужденных ограничительных мерах, направленных на балансирование производства электроэнергии и ее потребления. «Уже введены ограничения по экспорту электроэнергии и по ее поставке внутренним потребителям, — продолжает он, — Эти меры дали определенный эффект: мы существенно снизили выработку угля, но ситуация является негативной и очень беспокоит». По словам Улиды, Украина начнет импорт угля для нужд ТЭС, поскольку ситуация с его нехваткой уже ощущается. Он отметил, что импорт будет осуществляться из Австралии, Новой Зеландии и, возможно, США. «Мы работаем уже два месяца над этими контактами», — сообщил В. Улида.
Лидер Независимого профсоюза горняков и Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаил Волынец только что вернулся с освобожденных территорий востока Украины и под впечатлением увиденного там не находит слов, оценивая действия руководства отрасли. «Если боевики на Донбассе уничтожают промышленность, людей и всякую жизнь, то Министерство энергетики и угля уничтожает и промышленность и экономику нашего государства», — убежден профсоюзный функционер. Он обвиняет штаб отрасли во введении ограничений на поставку электроэнергии промышленным предприятиям Кривого Рога и, в частности, горно-обогатительным комбинатам и шахтам, из-за чего многие из них уже готовятся к переходу на работу в одну смену. Волынец обвиняет министра в том, что он не посоветовался с людьми, а просто утвердил соответствующий график. В результате глава профсоюза не исключает возможности забастовок. Он осуждает намерение министерства покупать уголь за границей (в Колумбии, Польша уже отказала) и предлагает направить эти средства на поддержку отечественной добычи, а также рассказывает о программе министерства, которая предусматривает закрытие 55 шахт.
«Не закрывайте бездумно шахты», — настаивает Волынец. Он рассказывает, что на некоторых предприятиях людям не платят зарплату, и спрашивает: «Провоцируем людей на забастовки?». По его словам, руководителей шахт вызывали в Киев и поставили задачу на 15% сократить фонд зарплаты. «Люди наращивают добычу, не допустили сепаратизма, шахтеры не поддержали сепаратистов, а им снижают зарплату, не выдают топливо на бытовые потребности в тех поселках, которые были раньше газифицированы, а сейчас остались без газа — люди уходят, увольняются с предприятий», — с болью в голосе констатирует профсоюзный лидер.
Выпуск газеты №:
№157, (2014)Section
Экономика