Дефолт близко?
Отставка правительства Гройсмана может стать причиной потери Украиной транша МВФ в 2019 году
21 мая в Украину прибыла миссия МВФ. Эксперты Фонда пробудут здесь 2 недели. На протяжении этого периода представители фонда планируют провести ряд встреч с украинскими правительственными чиновниками.
По итогам работы миссии должны принять решение о готовности Украины к получению нового транша в размере 1,3 миллиарда долларов.
С экспертами фонда уже встретились премьер-министр Украины Владимир Гройсман и министров финансов Оксана Маркарова. Об этом глава правительства написал в «Фейсбук».
«В Украине начала работу миссия Международного валютного фонда. Вместе с Министром финансов провели важные переговоры по программе сотрудничества», — лаконично информировал премьер.
Ни о теме встречи, ни о том, как отреагировали в фонде на то, что Украина, которая получила нового Президента и в тот же день «потеряла» Верховную Раду и правительство и готовится к внеочередным выборам, Гройсман не отметил ничего.
Как известно, накануне приезда миссии МВФ, премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что подает в отставку. Однако вчера с миссией МВФ он еще встречался в статусе премьера. Ведь, как отметил Гройсман, в отставку он пойдет только в среду — 22 мая — после очередного заседания правительства.
21 МАЯ 2019 Г. КИЕВ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
Кроме того, пока премьер напомнил новоизбранному Президенту Владимиру Зеленскому, что после этого тот сам несет ответственность за страну и то, что с ней будет происходить. Прозвучало апокалиптически. И ряд фейсбук-експертов наперегонки начали прощаться с долларом по 26, прогнозируя падение гривни до 50 за один доллар США и тотальное «обнищание». Мол, все — правительства нет, МВФ транша не даст.
Хотя в представительстве МВФ в Украине пока никак не отреагировали на заявление Гройсмана об отставке. И, соответственно, никаких заявлений, что транша не будет, тоже не было.
В команде Зеленского успокаивают. Мол, даже если в июне таки транша действительно не будет — ничего страшного не произойдет. У Украины есть запас финансовой прочности. Хотя и не отрицают, без стратегического партнерства с фондом Украине не обойтись. Такое мнение в интервью агентству «Интерфакс-Украина» выразил советник Президента Владимира Зеленского по макроэкономической политике и исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег УСТЕНКО.
«Чтобы покрыть выплаты по долговым облигациям, у нас есть резервы Единого казначейского счета и «подушка безопасности» в виде более чем $20 млрд золотовалютных резервов. Украина сейчас не может выйти на внешние рынки заимствования капитала. Они дорогие для нас — придется платить приблизительно 10% годовых», — подчеркнул Устенко.
По его словам, если Украина не будет сотрудничать с МВФ, она не сможет привлечь средства от Европейского союза и Всемирного банка. «Но как только страна войдет в стадию переговорного процесса об открытии новой программы, это уже будет позитивным сигналом и на внешних рынках может опять появиться окно возможностей», — отметил экономист.
Тем временем эксперт UKRAINE ECONOMIC OUTLOOK макроэкономист Михаил КУХАР менее оптимистично настроен относительно дальнейших перспектив Украины.
«Объявление о роспуске парламента, которое прозвучало во время инаугурационной речи Президента Украины Владимира Зеленского и последовавшее за ним объявление об отставке правительства Владимира Гройсмана в течение одного дня, 20 мая, вынуждает нас к пересмотру нашего прежнего прогноза состояния макроэкономической стабильности экономики Украины, который раньше нами оценивался как «стабильный» с возможным замедлением темпов роста до «негативного» и «кризисного» для макро-стабильности в краткосрочной перспективе (до конца 2019 года)», — говорит Кухар.
Во-первых, говорит Кухар, будут работать факторы риска в обслуживании (и рефинансировании) внешних выплат и уменьшения золотовалютных резервов.
«Украина вошла в 2019 год с рекордным в своей истории графиком обязательств по внешних выплатам в размере 6,3 млрд долл. (и 9 млрд валютного долга, если учесть выплаты правительства по валютным ОВГЗ). Согласно предварительному прогнозу баланс внешних выплат и займов в текущем году должен был составить минус 2,7 млрд долларов, что при росте валютной выручки, инвестиций и трансфертов трудовых мигрантов должен был свести баланс страны к показателям 0 -/+1,5 млрд долларов. Соответственно, при чистом приливе валюты риски для курсовой стабильности сохранялись незначительными», — объясняет Кухар.
Однако отставка правительства делает невозможным получение транша в 1,3 млрд долл. В мае-июне, и в 1,3 млрд долл. осенью текущего года.
С получением денег от МВФ тесно связаны (является «связанным условием» по кредитным договорам) получение 500 млн евро макрофинансовой помощи от Евросоюза и 1 млрд долл. в виде двух траншей от Всемирного банка. И, естественно, становится абсолютно невозможным (даже под прибыльность на уровне пред-дефолтных стран) привлечение 2 млрд долларов Минфином Украины на рынке еврооблигаций.
Вместе с тем, фактор срыва программы рефинансирования внешних выплат, баланс которых в текущем году должен был равняться нулю — создает риск возникновения дефицита валюты на уровне 5—7 млрд долл., единственным источником компенсации которых могут выступать золотовалютные резервы Национального банка Украины.
Кроме того, отмечает Кухар, работает фактор паники владельцев облигаций внутригосударственных займов (ОВГЗ).
«Долларовый эквивалент задолженности правительства по гривневым ОВГЗ составляет около 25,3 млрд долларов. Из них — 1,7 млрд долларов составляют вложения нерезидентов ( «портфельных инвесторов» в украинские правительственные ценные бумаги). «Сигнал» о нестабильности (не говоря уже об «отставке») правительства, способен сыграть роль «снежного шара» и заставить их начать «досрочно закрывать позиции». Что может оказывать дополнительное влияние на баланс спроса/предложения на валютном рынке в виде дополнительных 1,7 млрд. долларов нагрузки на платежный календарь мая-июля, что, естественно, не входило до сих пор в планы регулятора», — говорит макроэкономист.
Выпуск газеты №:
№87, (2019)Section
Экономика