Деньги и консультации...
Как ЕС собирается помочь малому бизнесу в Украине![](/sites/default/files/main/articles/02072015/sar_9913.jpg)
Креативность, низкие расходы на интеллектуальный продукт, конкурентная цена на рабочую силу — эти черты перечисляет украинский бизнесмен Владимир Патис, говоря о сильных сторонах отечественного малого и среднего бизнеса. Патис является соучредителем компании ESKADA-M, которая экспортирует мебель во многие страны Европы и своим примером опровергает мнение о том, что на европейских рынках «нас никто не ждет».
Сегодня успешный малый бизнес в Украине часто находит себя в многонациональных кластерах. Они объединяют много компаний по всему миру, которые работают как одна компания, при этом каждая из них делает свой узкий сегмент работы. «У нас привыкли к логике закрытого цикла: одна и та же компания рубит лес и делает мебель. Однако в мире эта логика больше не работает, — говорит Патис. — Сегодня бизнес ищет свои ниши узкой специализации, где можно достичь низких расходов и высокой эффективности, и устраиваются в международные производственные циклы».
Несмотря на множество подобных успешных историй, малому бизнесу в Украине сегодня приходится нелегко. Например, не хватает системных контактов с международными клиентами или партнерами или же хороших умений в маркетинге, или понимания, как работает современный бизнес. «Нашему бизнесу часто не хватает системности», — говорит Инна Сосновская, эксперт компании Strategic Consulting Group и советник декана Киево-Могилянской бизнес-школы. «Системность — это понимание того, какую ценность я могу предложить клиенту. Потому что то, что я умею производить, далеко не всегда является тем, что я могу продать. Если я произвожу двери, то для меня клиентами могут быть гостиницы, строительные компании, дилеры — и для каждого из них мой продукт будет разным», — говорит она.
«Кроме того, украинский бизнес нуждается в большем понимании того, что надо много вкладывать в интеллектуальную часть продукта, в маркетинг, в позиционирование, в продажи», — говорит Патис. «Некоторые компании в Украине сегодня становятся банкротами, потому что просто не имеют отдела продаж», — добавляет он.
И еще одна важная деталь: украинский малый бизнес сегодня практически не имеет доступа к дешевому капиталу.
Реагируя на эти проблемы, ЕС недавно запустил две инициативы. Одна из них называется EU SURE («Поддержка от ЕС для Украины для перезагрузки ее экономики: EU Support to Ukraine to Re-launch the Economy»), с бюджетом в 95 млн евро. Соглашение о ее запуске подписали Еврокомиссар Йоханнес Хан и Министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус во время визита Комиссара в Киев две недели назад.
Детали программы еще будут разрабатываться, но уже известно несколько важных вещей. Во-первых, она будет работать на двух уровнях. Первый — макроуровень предусматривает работу с Минэкономразвития для уменьшения регуляторного груза на бизнес и помощи в выработке и осуществления политики экономического развития. Второй — микроуровень, предусматривает создание центров поддержки бизнеса в разных регионах Украины. «До 2016 года программа создаст сеть «Центров поддержки бизнеса» в 15-ти регионах Украины, чтобы давать бизнесу качественную консультационную поддержку», — говорит менеджер сектора в Представительстве ЕС в Украине, занимающегося развитием частного сектора, Борис Филиппов.
Центры будут учить бизнес быть современным и эффективным и будут работать по модели, которую разработал Европейский банк реконструкции и развития и по которой он работает в своих офисах в Киеве и Львове. В частности, речь идет о предоставлении консультаций для бизнеса и оплате их стоимости. Это, в свою очередь, поможет МСП улучшить свой менеджмент или же внедрить международные стандарты финансовой отчетности или современные практики маркетинга. Они также помогут компаниям адаптироваться к новым нормам, которые связанны с торговыми разделами Соглашения об ассоциации и должны вступить в силу 1 января 2016 года.
Однако хороших знаний и умений недостаточно. И ЕС, и Украина это хорошо понимают. Украинскому малому и среднему бизнесу не хватает ключевого элемента: доступа к капиталу. Процентные ставки на кредиты очень большие (около 30% в гривне). Кредиты в евро и долларах дешевле, но значительно более рискованны: все понимают, что если гривна опять упадет, отдать заем станет почти невозможно.
Чтобы ответить на эти вызовы, ЕС предложил новую идею: инициативу «Инструмент DCFTA». Ее будут администрировать европейские финансовые институции — прежде всего Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. В отличие от EU SURE, «Инструмент DCFTA» является региональной программой, которая будет работать не только в Украине, но и в Грузии, и Молдове.
Во-первых, «Инструмент DCFTA» будет сосредоточен на том, чтобы помочь украинскому бизнесу адаптироваться к новым реалиям зоны свободной торговли с ЕС. Во-вторых, он будет более «материальным», ведь облегчит доступ малых и средних предприятий в Украине к кредитам.
Один из элементов «Инструмента DCFTA» — это гарантийный фонд. Он будет сотрудничать с коммерческими банками, которые работают в Украине. «Фонд будет разрешать банкам уменьшать свои риски в кредитовании малого и среднего бизнеса», — говорит менеджер программы Еврокомиссии, которая занимается вопросами экономического развития и энергетики, Габриель Блан. Другими словами, он будет предоставлять возможность банкам давать больше кредитов малым и средним предприятиям на лучших условиях для МСП, частично беря на себя связанные с этим риски.
«Благодаря этой программе, например, банк может уменьшить свои процентные ставки для малых и средних предприятий, потому что сможет рассчитывать на частичное возвращение средств от «Гарантийного фонда», если этот кредит предприятие не возвращает», — говорит Блан. Банк также может увеличить срок, на который выдан кредит, в надежде, что в случае проблем Фонд придет на помощь. Другой элемент — это смягчение рисков колебания валютного курса (currency hedging). «Например, если банк берет кредит в евро и кредитует малый бизнес в гривне, а затем несет потери из-за девальвации гривны, ЕС может взять часть этих рисков на себя и компенсировать часть потерь», — объясняет Блан.
«Инструмент DCFTA» поможет украинским компаниям адаптироваться к новым реалиям, которые будут иметь место в рамках зоны свободной торговли с ЕС. Например, он может частично платить стоимость консультаций для сельскохозяйственных предприятий в вопросах тестов, которые должны быть проведены для соответствия сельскохозяйственным стандартам ЕС. Если компания должна купить оборудование для этих тестов, Фонд может компенсировать часть инвестиционных расходов.
Бюджет Гарантийного фонда Инструмента DCFTA для Украины будет иметь 100 млн евро. Этот фонд способен стимулировать кредиты на сумму в миллиард евро, которые будут инвестироваться в украинский малый и средний бизнес. Важно, что программа будет осуществляться в сотрудничестве с коммерческими банками, которые работают в Украине: их сети, имеющиеся во всех регионах, могут расширить доступ малого бизнеса к кредитным деньгам.
Эти два элемента (консультационная поддержка и лучший доступ к капиталу) будут тесно связаны. Центры поддержки бизнеса помогут развивать проекты, которые могут позже помочь найти необходимые кредиты. Таким образом они непрямо увеличат шансы малых и средних предприятий найти деньги для своего развития.
Все это может стимулировать малые и средние предприятия в Украине лучше развиваться и найти лучший доступ к международным рынкам. Сегодня важно понимать, что успех украинской экономики и украинского общества в большой мере зависит от того, как малый и средний бизнес будет адаптироваться к новой реальности. От того, сможет ли он сохранить имеющиеся рабочие места и создать новые.
Выпуск газеты №:
№114, (2015)Section
Экономика