Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Деньги в песок

На экономике Крыма — тяжелый груз: недостроенные объекты
29 октября, 19:50
КРЫМ НАХОДИТСЯ НА ТРЕТЬЕМ В СТРАНЕ МЕСТЕ ПО ПОТРЕБЛЕНИЮ «ХЛЕБА» СТРОИТЕЛЬСТВА — ЦЕМЕНТА. В 2004 ГОДУ ОНО ЗДЕСЬ ВОЗРОСЛО НА 66%. НО, ПОХОЖЕ, ГЛАВНЫЙ ПРИРОСТ ВСЕ-ТАКИ ДАЕТ ЧАСТНЫЙ СЕКТОР, ПОСКОЛЬКУ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАКТИЧЕСКИ ПОЛОВИНА СТРОЕК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ДОЛГО- И НЕДОСТРОИ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

На днях Верховная Рада Крыма вновь обратила внимание на старую проблему незавершенного строительства, дававшую о себе знать еще в советские времена. Тогда долгострои появлялись из-за практики волевого распределения капитальных вложений по годам без учета источников финансирования. Сегодня ситуация, казалось бы, должна измениться. С 1999 года в республике действует специальная региональная программа по сокращению «незавершенки», но количество объектов, которые строители давно не посещают, все еще впечатляет. По данным председателя профильной комиссии крымского парламента Анатолия Коцерубы, на полуострове больше 1200 объектов незавершенного строительства, причем свыше 700 из них — бюджетные. По данным депутата, на их достройку нужно около 1,5 миллиарда гривен. Впрочем, каждое ведомство называет свою цифру. По мнению Главного управления капитального строительства, в республике 674 незавершенных объекта, по данным Министерства архитектуры — 464. Нет единства мнений даже в одном ведомстве — Минэкономики. По одному его документу, в этом «черном» списке 428 объектов, согласно другому — 875. В любом случае в «недострои» вложены миллиарды гривен, а пользы они не приносят никакой. Более того, по словам Коцерубы, «сегодня такие стройки не охраняются, разворовываются, они не законсервированы, документация устарела, многие не строятся более десяти лет».

Глава парламентской комиссии предлагает провести инвентаризацию этих объектов с тем чтобы определить те из них, которые следует достраивать за счет бюджетных средств и ввести в эксплуатацию в следующем году. Однако, по словам спикера крымского парламента Бориса Дейча, 1,5 миллиарда гривен на их достройку ни в республиканском, ни в государственном бюджете нет. Кроме того, как отметил Дейч, руководство автономии не знает, строительство каких именно объектов следует реанимировать в первую очередь и будет ли от этого какой-то эффект. Зато ни у кого нет сомнений в отношении объектов, подлежащих списанию. Но туда зачастую попадают то ли по ошибке, то ли по недомыслию. Так, к списываемым, в частности, отнесена пристройка к школе в Саках на 640 мест, хотя в нее уже вложены 1 миллион 400 тысяч гривен.

Как же выполняется названная выше программа?

«Должно быть все прозрачно. Учет объектов и движение по ним: списание, продажа, ввод — все должно быть зафиксировано», — сказал на сессии, анализируя выполнение программы, Дейч. По его мнению, «уже давно пора было создать информационную программу и вести учет незавершенок в электронном виде».

Между тем хозяйственная неразбериха в области строительства объясняется еще и тем, что в Крыму до сих пор не создан единый республиканский орган исполнительной власти, в обязанности которого входило бы формирование политики по объектам незавершенного строительства, принадлежащим автономии. В теории этим занимаются и ГлавУКС, и Минэкономики, и Минархитектуры, и Фонд имущества, и даже УКС Рескомнаца. Но именно эта «многоукладность» ответственности и порождает ту ситуацию, когда брошенными стройками не занимается никто. Раньше эту работу курировал один из заместителей главы правительства, потом другой. Теперь — третий. Правда, это уже первый вице-премьер. Казалось бы, уровень ответственности за недострои повысили. Но и этот руководитель заняться проблемой системно не может. Ведь и ГлавУКС, и УКС Рескомнаца, и Минэкономики подчиняются не ему, а совсем другим заместителям.

Поэтому, видимо, в Крыму до сих пор нет нормативных документов, регулирующих отношение к брошенным стройкам. Неясны вопросы собственности недостроенного имущества и отнесения его к ведению автономии. В результате «имущественной неразберихи» 83 объекта не могут найти хозяина. Так, в селе Крымская Роза под Симферополем в 2003 году построили школьную котельную, но в эксплуатацию сдать ее не смогли...

Вред недостроев не только в том, что они законсервировали без отдачи многомиллионные средства, но также и в том, что каждый год с завидной регулярностью на их достройку выделяются все новые деньги. В результате капитальные вложения не концентрируются, а вновь и вновь распыляются по множеству объектов. Практика показывает, что в долгострои попадает практически половина строек! По данным Дейча, в 2003 году в план распределения капитальных вложений было включено 63 новых объекта. 32 из них уже в этом году остались без финансирования и зависли как новые незавершенки! И тут же начато финансирование 53-х новых объектов. Если сохранится прежняя тенденция, то можно предвидеть, что скоро на полуострове появится больше 25 новых недостроев. Механизм их самовоспроизводства запущен на полную мощность.

Виной этому, считает глава крымского парламента, нерациональный подход к расходованию капвложений. В 2002 году начали строить линию газопровода от села Токарево к селу Шубино (Кировский район) сметной стоимостью 3,4 миллиона гривен. Сначала было профинансировано 1,1 миллиона гривен, но с прошлого года на строительство не направлено ни копейки. Трубы ржавеют, а больше миллиона гривен не дают никакой отдачи. А в 2000 году начали строить газопровод до села Комаровки (Красногвардейский район) стоимостью 0,6 миллиона гривен. Использовали 0,2 миллиона и остановились. Без воды остаются жители села Кирпичное под Симферополем, где в 2002 году начали строить 1,35 км водовода.

«Проблема незавершенного строительства многие годы почему-то живет как бы сама по себе и не обращает никакого внимания на активность чиновников. Складывается впечатление, что все заинтересованные стороны заняли позицию добродушного созерцания и ожидания, когда проблема сама собой рассосется. Жизнь показывает — нет, не рассосется», — констатирует глава парламента. А его коллеги поручили крымскому правительству до 1 декабря разобраться с каждой из незавершенных строек. До 1 января будущего года правительство намерено все недострои распределить по трем спискам. Одни должны быть приватизированы в следующем году, и уже новые собственники будут их достраивать. Другие получат статус коммунальной собственности. В третий список попадут неперспективные и общественно опасные объекты, которые предстоит демонтировать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать