Деньги — в воду...
Где взять средства, чтобы спасти томимую жаждой столицу ГаличиныЛьвов уже давно слывет в Украине городом с дефицитом водных ресурсов. И вот 1 марта в столице Галичины на 44% повысились тарифы на воду. Эта новость вызвала в городе бурю негодования. Семья из четырех человек, живущая в трехкомнатной квартире, будет платить приблизительно 300 гривен в месяц. Вслед за водой, и это очевидно, потянутся и остальные услуги…
Для львовян, которые плохую водопроводную новость, естественно, встретили без всякого энтузиазма (она, к тому же, звучит почти как издевка): воду в квартиры во Львове подают, как правило, не больше трех часов утром и столько же вечером. В результате вода стала в городе чем-то вроде разменной монеты для политиков. В частности, на этом ресурсе легко выиграть выборы. Правда, столь же легко и расстаться с должностью... Такая возможность, по- видимому ныне открывается перед львовским мэром Любомиром Буняком, который, примеряясь к своему нынешнему креслу, пообещал горожанам обеспечить их водой. А если за два года своего правления не сделает воду в кранах постоянным явлением, то, обещал Буняк, он уйдет со своего высокого поста. Недавно журналисты спросили г-на Буняка, намерен ли он сдержать слово? Но мэр подтвердил, что является его подлинным хозяином и ушел от ответа, заявив, что он многое делает, чтобы вода стала во Львове постоянным достоянием. И все. (Хотя нет, именно его слово было решающим в вопросе последнего повышения тарифов.)
Впрочем, особенно винить Буняка также нельзя. Все, кто знаком с водным хозяйством Львова, утверждают, что давать такое обещание, даже в популистском угаре накануне выборов, было слишком рискованно. Чтобы стало понятно, насколько «вода» сложная, просто неподъемная для городского бюджета, приведу данные независимых экспертов из Дании: дабы довести до уровня европейских стандартов нынешнее состояние водоснабжения во Львове, нужны $240 млн. и еще столько же необходимо вложить в систему канализации. Итого, почти полмиллиарда! В Стокгольме, например, при реконструкции городских очистных сооружений водопровода истратили 1,5 млрд.
Однако свет в конце тоннеля все-таки появился. В мае минувшего года на сессии горсовета была принята комплексная программа улучшения системы водоснабжения и канализации. А Международный банк реконструкции и развития выделил под этот проект очень выгодный (дешевый) кредит ($24 млн.). Пять первых лет по нему будут выплачиваться только проценты (1,27% годовых); а платежи по «телу» долга растянутся на последующие 15 лет. Плюс шведское правительство, не без собственного интереса, дает грант ($6 млн.) на реконструкцию очистных сооружений канализации. Ведь очистные сооружения Львова признаны одной из 12 загрязняющих точек, влияющих на экологию Балтийского моря.
Правда, все эти деньги «Львовводоканал» вряд ли получит, поскольку ему не избежать перечисления в украинскую казну 8 млн. гривен различных налогов и таможенных сборов. Пока что слезные просьбы об освобождении от этих налогов ни Кабмин, ни Верховная Рада не расслышали. К тому же застопорилось финансирование проекта из местного бюджета. Львовские депутаты не нашли необходимой суммы, выделив из городского бюджета лишь 25 млн. гривен на неотложные нужды, которые в проект не вошли.
Уже определен и генеральный подрядчик работ — датская фирма «Per Aaslef A/S», и последовательность работ. Датчане, правда, требуют наладить взаимопонимание между «Львовводоканалом» и потребителями. По их мнению, потребители должны сами хотеть оплачивать тариф, покрывающий расходы предприятия… Поэтому водопроводчики теперь берут на себя функции агитаторов и пропагандистов. Первый заместитель директора «Львовводоканала» Михаил Винявский утверждает: «Тарифы действительно обоснованы. Нас укоряют, что они чуть ли не самые высокие в Украине, так нужно понять, что одинаковыми тарифы в различных областях быть не могут. У кого-то вода, как говорится, под носом, а мы подаем ее за 100 — 120 километров». Водопроводный топ-менеджер напоминает, что из- за низкого тарифа не выплачивается зарплата персоналу предприятия и, всего лишь чуть-чуть утрируя, описывает тяжелые условия работы («за 400 гривен люди стоят по пояс в воде зимой») и вызванную этим текучесть кадров (в прошлом году 290 рабочих уволились). Но тут не только недоработки водопроводного начальства. Горожанам стоило бы все-таки вникнуть в экономические проблемы этого предприятия. Достаточно сказать, что в себестоимости воды 41% составляет плата за электроэнергию, которая, как утверждает Винявский, постоянно растет. Водопроводчики добиваются от своих хозяев — мэрии и горсовета — льгот по налогу на землю, но поддержки у них не получают. В результате растут налоговые недоимки. По данным областной налоговой администрации, они составляют 32 млн. грн (предприятие подтверждает только 19). И сегодня налоговики свободно могут огласить водоканал банкротом.
Такой подход мог бы заложить довольно простое, но еще менее выгодное львовянам, чем даже повышение тарифов, решение. Новый собственник, а им, не исключено, может стать частное Львовское облэнерго (ему водоканал должен 46 млн. грн., а вместе со штрафными санкциями почти 63 млн.), можно быть уверенным, не станет церемониться (на днях между ним и водоканалом начался очередной тур противостояния, который грозит горожанам полным отключением водопроводных сетей). И тогда, глядишь, придется платить уже не 1,66 гривни за кубометр, а, к примеру, пять. Такая ситуация, как утверждают и энергетики, и водопроводчики, вполне реальна.
Нужно еще учесть, что в этом году водоканал должен дополнительно потратить 27 миллионов гривен на работы, связанные с реализацией проекта Международного банка. Иначе станет невозможным реконструкция водопроводной и канализационной сетей. Между тем этот проект, по мнению руководителя группы его реализации Льва Гиппа, из- за отсутствия финансового покрытия части работ является довольно рискованным предприятием.
Но еще больше и повседневно рискуют львовяне. Недавно произошла авария с архитектурной жемчужиной — часовней Боимов. По одной из версий, это связано с воздействием утечек из водопровода. Если немедленно не начать реставрацию соответствующих систем, Львову не избежать и других аварий, а возможно, и трагедий. Ведь трубы под городом укладывались еще сто лет назад.
И тут вспоминается мудрый Соломон, который посчитал правыми и одну и другую спорившие стороны. Во Львове очень похожая ситуация. С одной стороны — потребители, которым нечем, а на самом деле и не за что платить новую цену за воду, которой они, по сути, не могут пользоваться. С другой — водопроводчики, которым тоже надо за что- то жить, да еще и нести расходы на реконструкцию давно уже устаревших систем. Где взять судью, который бы превзошел библейского и помог столице Галичины и ее жителям? Думается, на эту должность должно активно претендовать государство.
Выпуск газеты №:
№41, (2004)Section
Экономика