Перейти к основному содержанию

«Дикие танцы»

Тарифы: эксперты «Дня» считают, что критиковать Правительство необходимо. Но не «слева», а «справа»
06 июля, 18:52
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Тарифным бунтом может закончиться вчерашний марш-протест профсоюзов под ВР. Такое развитие событий прогнозирует независимый эксперт Валентин Землянский. По его словам, Минсоцполитики уже заявляет, что 30% населения не сможет платить. «Грубо говоря, риск неплатежей уже признается на официальном уровне. Если посчитать, то 60% получат субсидии, 30% — не заплатят, и у нас остается 10% платежеспособного населения, которое будет покрывать эти тарифы. В чем логика повышения тарифов до того уровня, когда большая часть населения не в состоянии их оплачивать», — проанализировал Землянский.

Как известно, более тысячи людей съехались вчера в столицу, чтобы продемонстрировать власти свое недовольство тарифно-энергетической политикой. Эксперты не исключают, что «спонсором» приезда протестующих в парламент стали фракции Радикальной партии Олега Ляшко и БЮТ, которые накануне вечером объявили о блокировании трибуны ВРУ до тех пор, пока власть не удовлетворит ряд их требований. «Мы требуем создания ВСК по расследованию оффшорных скандалов и снижения цены на газ. Мы блокируем работу парламентской трибуны, пока не будут удовлетворены наши требования», — заявил Ляшко. Кроме того, радикалы с соратниками требуют создания следственной комиссии по расследованию тарифов и злоупотреблениям в нефтегазовой сфере.

«Это не что иное, как попытка получить политический капитал в экстремально тяжелых для граждан Украины условиях», — убежден народный депутат Украины VI созыва Виктор Матчук. Он не поддерживает требования политиков-»блокировщиков». «На костях не танцуют, и на чужом горе не зарабатывают», — говорит Матчук.

По мнению эксперта, специальная комиссия ВРУ, которую требуют «радикалы», «бютовцы» и те, кто приобщился к ним, — «свободовцы» и внефракционные, нужна была лишь в том случае, если бы она ставила цель не «заклеймить позором» действующую власть (хоть и есть за что), а более полезные для страны вещи. Первой и ключевой задачей этой комиссии, по мнению эксперта, должно было стать прояснение вопроса со стоимостью природного газа в Украине. После того, как будет раскрыта структура тарифа, по мнению эксперта, следует уменьшить его путем исключения совсем необязательных факторов. В первую очередь — стоимость проведения геолого-разведывательных работ для резкого увеличения добычи газа. «Считаю это коррупционной вещью, потому что на ней будут отмывать средства. В итоге, на этих разведанных за наши с вами средства месторождениях все равно будут зарабатывать средства частные структуры — так делалось до этого времени, и ничего в стране не изменилось, чтобы можно было надеяться на другое», — объясняет Матчук.

ПОЧЕМУ ФРАНЦУЗЫ НЕ ПРОТЕСТУЮТ ПРОТИВ ВЫСОКИХ ТАРИФОВ?

Экс-министр энергетики Иван Плачков поддерживает позицию Виктора Матчука относительно раскрытия структуры тарифа. «Я имею честь работать в энергетике 40 лет. Более 20 — в «Киевэнерго». Тема тарифов красной нитью проходит через все 25 лет независимости Украины», — рассказывает эксперт. Но, несмотря на то, что уже поломаны тысячи копий на пламенных дискуссиях, навести порядок в этой теме так и не удалось. А все потому, что практически ни одна из действующих властных команд не сделала ключевого, что, по мнению Плачкова, нужно было бы: сделать прозрачным тарифообразование.

«Мы сегодня формируем тарифы на энергоресурсы для природных монополий, которые занимаются тепло-, газо-, электро-, водоснабжением, которые работают в рыночной экономике, и деятельность которых касается каждого гражданина, первое — ситуативно, второе — рефлекторно и, как правило, непрофессионально. Потому что для того, чтобы формировать тарифы, нам нужен энергетический баланс страны, которого у нас нет. Ни одно министерство, ни одно ведомство, ни один государственный орган сегодня не ответит: сколько Украина потребляет энергетических ресурсов как первичных, так вторичных? Сколько угля мы потребляем за год? Сколько электроэнергии? Сколько газа? Нет этой информации. Точно так же мы не знаем, сколько у нас есть собственных энергоресурсов. Нам нужно знать, сколько мы потребляем и сколько производим, после этого — определить дефицит, источники и цену его замещения. И в соответствии с этим принимаем решение: увеличиваем мы добывание газа или сокращаем его, увеличиваем добывание угля или сокращаем и так далее. И только после того, как мы будем знать себестоимость этих энергоресурсов с учетом собственной добычи и импорта, мы можем устанавливать тариф», — говорит Плачков.

Эксперт убежден, что первым разобраться нужно с тарифом на природный газ. «Мы сегодня говорим о повышении тарифов на тепло, электроэнергию, исходя из цены газа в 6800 гривен за тысячу кубометров. Откуда эти данные? Я их не понимаю. Они непрозрачные. Почему 6800? Потому что так определил «Нафтогаз»? Сегодня в НАК работает 170 тысяч человек. Есть такой известный нефтепровод «Одесса — Броды», который должен был качать 20 миллионов тонн нефти, потом 5 по реверсу, а теперь вообще ничего не качает. Его удерживают? Люди работают? Откуда они получают заработные платы? Из тарифов на газ. Почему я, оплачивая использованный мной природный газ, должен содержать нефтепровод «Одесса — Броды»?» — возмущается экс-министр энергетики.

По мнению Плачкова, именно непрозрачность тарифообразования является ключевой причиной роста социального напряжения в стране.

«Тарифы в Европе тоже высокие. 30—40% своего дохода французы тратят на оплату коммунальных услуг. Почему я ни разу за 25 лет не слышал, чтобы «горячие» французы, которые, если им что-то не нравится, сразу выходят на улицу с таким протестом, что нам и не снилось, возмущались высоким тарифам? А потому что они знают, за что и кому они платят. Тарифы обоснованы и прозрачны», — говорит Плачков.

Эксперт предлагает правительству и Президенту решиться на инициативу прозрачности: принять закон, который будет определять, что у природных монополий, деятельность которых касается всех граждан, не может быть коммерческой тайны, обяжет их показывать, что и за что покупают облэнерго, водоканалы, ТКЭ. «Только так нас можно убедить, что действительно эти ресурсы дорогие и действительно деньги, которые мы платим, идут на наше энергообеспечение», — подчеркивает Плачков.

ГАЗ — ИСТОЧНИК ВЫСОКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Независимый эксперт в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики, который в свое время возглавлял Национальное агентство Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов и Государственную инспекцию по энергосбережению и имеет допуск к государственной тайне Украины — Игорь Черкашин откровенно удивляется тому, что делает сегодня украинская власть в сфере энергетики. «Меня удивляет, как настойчиво наша власть провоцирует негатив против самих себя. Это началось давно. А со времен Януковича только набирает обороты. Они с таким упорством катят огромную глыбу вверх, для чего? Чтобы она рано или поздно сорвалась и задавила их?»

По словам Черкашина, специальная парламентская комиссия, создания которой требуют «радикалы», «бютовцы» и их соратники, однозначно необходима. Вопрос ее появления впервые повис в информационном пространстве после заявления вице-премьера Геннадия Зубко о том, что десятки миллионов гривен в газовой отрасли делись неизвестно куда.  Вторым сигналом, что напряжение растет до критического предела, по словам Черкашина, стало недавнее заявление Генерального прокурора Украины Юрия Луценко, который заявил, что половина денег в газовой сфере девается неизвестно куда и нужно разбираться, для кого и почему мы поднимали тарифы. «Уже этих двух заявлений представителей власти достаточно, чтобы начать расследование: что же там все же происходят в энергетической сфере», — говорит Черкашин.  К слову, эксперт не смог ответить, почему власть сама не инициировала после таких заявлений соответствующее расследование, а отдала инициативу своим политическим оппонентам — Ляшко и Тимошенко, так же как и спрогнозировать, чем эта акция протеста закончится. «Возможно, будет найден компромисс и власть пойдет на какие-то уступки. А возможно, нет, все просто спустится на тормозах, а люди пойдут на тихую итальянскую забастовку — просто перестанут платить. «Ведь всем не «обрежут» трубу и провода и коллекторов на всех неплательщиков не хватит, чтобы жилье забрать. Да и сложно спрогнозировать, как будут развиваться события, когда к человеку, который является официальным владельцем оружия (а таких в Украине уже зарегистрировано полмиллиона) поведет себя, когда к нему придет неадекватный коллектор», — замечает Черкашин.

СУБСИДИИ — НЕЭФФЕКТИВНЫ

Следовательно, из чисто экономической тема тарифов стала острым политическим вопросом. И система компенсации в виде субсидий претерпела крах. «2/3 страны не могут получать субсидию. Это — нонсенс. Есть абсолютно очевидная проблема неэффективного использования бюджетных средств «в особо крупных размерах». Никакой МВФ на это деньги не даст», — отмечает Черкашин. К слову, эксперт  заметил, что из закрытых источников ему известно о том,  что вице-премьер Павел  Розенко доложил: субсидии, по сути, стимулируют неэффективное использование энергоресурсов.

Буквально вчера «День» получил подтверждение этой сенсационной информации. Пресс-служба  ПАО «Львовгаз» сообщила: по итогам отопительного сезона потребители Львовщины, получавшие государственную помощь, в среднем использовали вдвое больше газа, чем те, кто ее не получал.

Заместитель директора Центра исследований энергетики Дмитрий Васильев убежден: для того чтобы удовлетворить требования, выдвигаемые «блокировщиками», вовсе не нужно блокировать парламент. Более того: парламент, наоборот, должен работать и принимать законы. И первым однозначно следует принимать Закон о НКРЭКУ. «Чтобы сделать тарифообразование прозрачнее, чтобы была понятна формула, по которой составляется тариф. Тогда вопрос к Ляшко и Тимошенко: а может, сначала примите законы, которые повлияют на тариф, и только потом созывайте «третий майдан»?» —  подытоживает Васильев.

К ТЕМЕ!

Вместе с представителями КМУ провели встречу с лидерами фракций и групп ВР. Во время встречи мы достигли предварительного соглашения о создании рабочей группы для анализа ценообразования на газ в Украине... Нам всем нужно бороться не за снижение тарифов, которые убивают вообще все хозяйство, а за повышение доходов людей. Над этим нужно концентрироваться, ведь цена на газ, установленная в Украине, является рыночной. Когда есть единая цена на газ и для добычи украинского газа, нет оснований для сделок и коррупции, — написал вчера в Facebook премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать