Дизель без нефти
Бело-синий след финской компаний в энергетической системе мира![](/sites/default/files/main/articles/05112018/8zheldor.jpg)
Финляндия первой в мире разработала национальную стратегию перехода к экономике «замкнутого цикла», так называемой циркулярной экономике.
Правительство страны поставило цель к 2025 году сделать Финляндию лидером в сфере биоэкономики и циркулярной экономики, обеспечив постоянное развитие страны и высокий уровень качества жизни ее жителей. Основной принцип стратегии — формирование нового мировоззрения — у политиков, государственных институций, ученых и компаний.
«В каком состоянии мы оставим нашу планету для следующего поколения?» — вызов, над которым работает всемирно известная энергетическая компания финского происхождения — Neste. В рамках пресс-тура, организатором которого выступило Министерство иностранных дел Финляндии, корреспондент «Дня» посетил офис компании и пообщался с ее руководством. Примечательно, что несмотря на то, что в апреле 2017 года руководство Государственного агентства по вопросам энергоэффективности посетило завод, где, по словам главы, госагентство Сергея Савчука, провело плодотворные деловые переговоры, финский офис о перспективах выхода на украинский рынок говорит четкое «нет». По крайней мере, в ближайшем будущем.
Neste — ведущее финское предприятие по переработке нефти и возобновляемых ресурсов, мировой лидер по торговле альтернативным дизельным топливом с производственной мощностью более 2 миллионов тонн топлива в год. В 2017 году предприятие заняло второе место в мировом индексе долгосрочности Dow Jones. А доходы Neste в 2017 году составили 13 миллиардов евро. Причем 51% прибыли, как видно на графике к статье, принесли компании именно возобновляемые источники энергии.
С 2008 года компания продает на своих заправках в Финляндии 100% биодизель.
«Мы разработали Neste MY Renewable Diesel — низкоуглеродное биотопливо, чтобы помочь нашим клиентам снизить свои выбросы углерода», — говорят в компании.
У Neste MY Renewable Diesel нет нефти. Горючее на 100% изготовляется из возобновляемых источников, таких как отработанное подсолнечное масло, отходы рыбного хозяйства и тому подобное.
В то же время, заверяют в компании, Neste MY Renewable Diesel не только полностью совместим с существующими сейчас дизелями, но и положительно влияет на двигатель автомобиля.
«Поскольку Neste MY Renewable Diesel полностью совместим с существующей топливной инфраструктурой, дополнительные инвестиции производителей автомобилей в приспособление двигателей не нужны. Производительность топлива также отличная в холодную погоду», — отмечают в компании.
Заметим, что европейский дизельный стандарт (EN590) ограничивает содержимое биодизеля в горючем до 7%. И многие производители двигателей не рекомендуют использовать обычный биодизель FAME типа, боясь возможных повреждений двигателя. В то же время стандарт ASTM D976 в США и стандарт CAN/CGSB 3.517 в Канаде разрешают использовать 100% Neste MY возобновляемого дизеля.
ПЛАСТИКОВЫЙ МУСОР ПРЕВРАТЯТ В РЕСУРС
В августе этого года компания заявила о новом стратегическом направлении развития бизнеса. Neste изучает возможности использования пластмассовых отходов в качестве сырья для переработки в органическое топливо в будущем.
Цель проекта — уже в 2019 году начать работу над пробным производством в промышленных масштабах. Цель же всей компании заключается в том, чтобы до 2030 года добиться ежегодного объема переработки пластмассовых отходов в размере миллиона тонн.
«Neste занимает второе место среди наиболее экологически ответственных предприятий в мире. Уже сейчас мы являемся крупнейшим мировым производителем возобновляемого дизельного топлива, используя в производстве отходы и остатки. Наша цель — стать лидером в области низкоуглеродной переработки и поддержать создание экономики замкнутого цикла, или циркулярной экономики, благодаря внедрению инновационных решений в сфере переработки пластмассовых отходов», — отметил вице-президент Neste по вопросам бизнеса в области нефтепродуктов Матти Лехмус.
Он сказал, что компания сегодня находится на уникальных стартовых позициях, благодаря «обстоятельной базе знаний в сфере исследования сырья и ее первичной обработки».
Использование пластмассовых отходов как сырья способствует эффективному расходованию материалов, уменьшает зависимость от нефти, а также углеродный след, то есть выбросы в пересчете на CO2 (carbon footprint). В Европе конечные потребители ежегодно создают около 27 млн тонн пластмассовых отходов. Только около трети этого количества на сегодняшний день собирают с целью переработки.
В январе 2018 года Евросоюз опубликовал стратегию относительно оборота пластмассы в экономике. Одна из ее целей — до 2030 года увеличить переработку пластмассы и повторное использование пластмассовой тары.
Совокупность правовых актов ЕС относительно отходов предусматривает изменение цели переработки — переработка пластмассовой тары должна быть повышена до 50% от ее количества в 2025 году, и до 55% — в 2030-м.
«Чтобы добиться амбициозных целей Евросоюза по переработке пластмассы, в правила ЕС нужно включить как химическую, так и механическую переработку», — считает Матти Лехмус.
Под химической переработкой подразумевается использование пластмассовых отходов в качестве сырья в переработке и нефтехимии, в результате чего они превращаются в такие конечные продукты, как топливо, химикалии и новые пластмассовые изделия. Химическая переработка может создать новые способы переработки пластмассовых отходов, дополняя традиционные механические методы, благодаря чему появятся высококачественные конечные продукты, считает Лехмус.
ПЕРСПЕКТИВЫ В УКРАИНЕ
В Украине сейчас остро стоит вопрос улучшения энергоэффективности и развития возобновляемой энергетики. Главная задача — снизить зависимость не только от газа, но и от нефтепродуктов. Ввиду того, что Украина имеет значительный потенциал в аграрном секторе, производство биотоплива в стране имеет хорошие перспективы.
Во время вышеупомянутой встречи в апреле 2017 года представители компании «NESTE» представили свою деятельность, отметив, что занимают лидирующую позицию на мировом рынке жидкого биотоплива. Ежегодный объем произведенного альтернативного топлива составляет более 2 млн тонн. В планах — увеличить эти показатели до 2,6 млн тонн в год. Производственные мощности расположены в трех городах: Порво (Финляндия), Роттердам (Нидерланды) и Сингапур. Важно, что на заводах используются разнообразные ресурсы: отходы как пищевой промышленности, так и сельского хозяйства.
С особенностями производства жидкого биотоплива украинская делегация имела возможность ознакомиться лично, посетив завод по производству биодизеля в г. Порво.
Во время визита председатель агентства рассказал финской стороне и о колоссальных возможностях установления подобных мощностей по производству жидкого биотоплива в Украине. Также он заметил, что на законодательном уровне планируется установить требования относительно обязательного содержания биокомпонентов в общем объеме реализованного моторного топлива. Соответствующий законопроект уже разработан Госэнергоэффективности.
Сергей Савчук также напомнил о принятом в Украине Национальном плане действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 года, в соответствии с которым в 2020 году потребность в жидком биотопливе составит около 430 тысяч тонн.
Выпуск газеты №:
№200, (2018)Section
Экономика