Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Доходный промысел в мутной воде оффшора

Почему он возможен и как его избежать
30 декабря, 00:00

На этой неделе Коллегия Счетной палаты повторно рассмотрела и приняла решение передать в Генеральную прокуратуру Украины материалы проверок Fishing Company S.A. Ситуацию комментирует главный контролер-директор Департамента контроля банковских и международных финансово-экономических операций Счетной палаты Юрий ИВАНЕНКО :

— Решение о создании компании было подписано председателем Госкомрыбхоза Украины Николаем Шведенко и тогда еще премьер-министром Украины Валерием Пустовойтенко. Когда создавалась Fishing Company S.A., ее размещение в оффшорной зоне пытались сгладить тем, что ничего страшного, компания ведь государственная. Мол, правительство имеет право создавать госкомпании где угодно. Но каким положением действующего законодательства это предусмотрено? Согласно проверкам Счетной палаты, факт придания Госкомрыбхозом (по согласованию с Кабинетом Министров) компании Fishing Company S.A. государственного статуса не подтверждается. В сертификате, выданном Госкомитету, говорится, что он является собственником 50 тыс. акций стоимостью $50 тыс. (по $ 1 акция). Но компания была создана в 1997 году, а этот сертификат «всплыл» лишь в феврале 1999 года. Где он до этого находился — неизвестно. К тому же, в сертификате есть очень интересная строчка: «акции, которые полностью уплачены...»

— Выходит, что Госкомитет ничего не перечислял?

— Результаты финансово-хозяйственной деятельности компании и наличие зарубежных активов в балансе Госкомрыбхоза не отражались. Значит, в данном случае возможны два варианта: либо «кто-то» уплатил за акции, а значит, этот «кто-то» — настоящий владелец, либо сертификат — просто фикция.

— Но так или иначе, а компания-нерезидент получила два траулера стоимостью $8,5 млн.

— Действительно, и использует их для получения высоких прибылей. Между прочим, по оценке экспертов, эксплуатация таких траулеров способна приносить как минимум $ 1 млн. прибыли их владельцу. Подчеркиваю, как минимум! А что имеет сегодня государство? Ничего. Речь уже даже не о прибыли. Только потери госбюджета в результате неполучения налогов от Fishing Company S.A. составили $ 2,5 млн. А стоимость траулеров!

— А какова судьба кредита, предоставленного компании Ощадбанком?

— Ощадбанк по согласованию с Минфином и Госкомрыбхозом предоставил Fishing Company S.A. валютные кредиты в сумме $10,6 млн. И снова налицо вопиющие нарушения. Ведь первоначально компания должна была получить кредит в национальной валюте в сумме 20 млн. грн., а ей дали валютный кредит.

Министерство финансов, предоставляя Ощадбанк гарантии возврата этих кредитов, не предусмотрело никаких обязательств со стороны компании Fishing Company S.A. (а ведь можно было использовать траулеры в качестве залога). В результате компания полученный от Ощадбанка кредит не погашает, поэтому правительство вынуждено выполнять предоставленные гарантии за счет госбюджета. 12,4 млн. грн. — результат выполнения правительством гарантийных обязательств.

— Какова роль во всей этой истории экс-премьер-министра Валерия Пустовойтенко?

— Валерий Павлович подписал распоряжение. Это было не постановление Кабмина, а именно распоряжение. Кстати, это распоряжение было подписано 20 августа 1997 года, но к тому времени приказ Госкомрыбхоза о создании компании уже был, то есть Комитет заранее знал, что разрешение ему дадут... Чем мотивировал свое решение Валерий Путовойтенко, знает только он.

— Счетная палата передает материалы по Fishing Company S.A. в Генпрокуратуру. На какой результат вы рассчитываете?

— Во-первых, во всем и всегда должна быть правовая чистота любого решения. Далее мы говорим о практической потере государством права собственности на два траулера. Поэтому, в первую очередь, необходимо срочно вернуть собственность государству, чтобы не вышло так, как уже было с судами Черноморского пароходства. По нашей информации, проводятся активные переговоры о залоге этих траулеров для получения кредитов в иностранном банке...

Счетная палата и раньше передавала материалы в Генпрокуратуру. И очень часто в конечном итоге это было «гласом вопиющего в пустыне». Долгое время Счетная палата могла только выявлять нарушения, но никак не устранять их. На прошлой неделе Верховная Рада Украины приняла в первом чтении Закон, согласно которому Счетная палата вправе подавать в Арбитражный суд иски в интересах государства.

«Разрешение обращаться в Арбитражный суд — это, конечно же, не все, — говорит главный контролер-директор Департамента правового обеспечения Счетной палаты Вячеслав Пилипенко, — но, получив это право, мы сможем самостоятельно влиять на устранение выявленных правонарушений. Мы хотим, чтобы в судебном порядке каждая из сторон смогла доказать свою правоту. Мы не перебираем на себя судебные полномочия (как это зачастую делают налоговики). Главное для нас — оперативно и в полном объеме возместить нанесенный государству ущерб. Однако наученные горьким опытом, когда законы легко проходили в первом чтении, а потом тормозились на годы, мы не можем сказать, когда закон вступит в силу».

Кстати, на прошлой неделе Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект «О государственном долге», согласно которому Кабинет Министров имеет исключительное право принимать решение о предоставлении государственных гарантий. Плата за предоставление госгарантий рассчитывается Минфином, исходя из рискованности кредитного договора (соглашения), и не может превышать 8% от суммы гарантии, сообщает Интерфакс-Украина.

КОММЕНТАРИИ

Сергей ПАШИНСКИЙ, заместитель председателя правления Ощадбанка Украины:

— Данная компания принадлежит государству, неважно является она резидентом или нет. Правительство имеет право создавать государственные компании за границей, в том числе в оффшорных зонах. Поэтому Ощадбанк ничего не нарушил, предоставив валютный кредит Fishing Company S.A. Мы имели на это полное право, так как Ощадбанк располагал необходимой на то лицензией. Сейчас у нас есть определенные проблемы по расчетам с этой компанией. В случае, если она полностью рассчитается с Ощадбанком, мы будем «не пострадавшей» в этом деле стороной. С нашей точки зрения, в этом деле не было нарушено законодательство Украины.

К сожалению, «Дню» не удалось получить мнение Валерия Пустовойтенко по этому поводу. В пресс-службе НДП сообщили, что Валерий Павлович ушел в отпуск.

Виталий МАРГУЛИС, президент Ассоциации консультационных фирм Украины «Украконсалтинг»:

— Подобная история у меня не вызывает удивления. Это продолжение самой обыкновенной «советской» ситуации. Еще с тех времен пошло: власть в любом ее проявлении — это полная безответственность. В других государствах за ошибки платят постами, у нас, к сожалению, такой практики нет. У нас человек при власти «вне подозрений». Подобные наши традиции до того живучи, что возникает вопрос: а как же их можно искоренить? Не вызывает удивления и тот факт, что в первый раз Генпрокуратура не обратила внимание на материалы Счетной палаты. Ведь премьер-министр имел прямое отношение к созданию компании, а в мае Валерий Пустовойтенко еще был на посту. Мы продолжаем жить по принципу «кто может, тот имеет право».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать