Долго ли «проживут» субсидии?
Эксперт: «Тепловики с закрытыми счетами не могут готовиться к зиме»![](/sites/default/files/main/articles/01062016/9rozenko.jpg)
Надолго ли переживет система субсидий по ЖКХ имени правительства Яценюка своих создателей? Ответ на этот риторический вопрос уже вырисовывается. Вряд ли государство заинтересовано в том, чтобы Украина выглядела для всего мира страной бедняков. А главное — оно вряд ли сможет обеспечивать субсидиями 60% домохозяйств страны. И Минфин уже взялся за дело. Для предотвращения мошенничества при оформлении субсидий фискальное ведомство проводит процесс верификации получателей.
Рассказывает замминистра Роман Качур: «На сегодняшний день по программе субсидий мы предоставили рекомендации областным администрациям по 126 тысячам получателей, которые по формальным признакам (наличию одноразовой покупки свыше 50 тысяч гривен, фиктивным документам) не имеют права получать субсидии». Минфину подыгрывают областные государственные администрации, половина из которых уже предоставила соответствующие данные для формирования сводного реестра получателей этой помощи. Минфин предлагает расширить список критериев для оформления и получения субсидий. «К сожалению, в ситуации, когда уровень тенизации экономики достаточно высок, доход не является адекватным критерием оценки обеспеченности домохозяйств», — убеждает Качур.
А еще проблема состоит в том, что цены на газ и тепло повышены, но предоставляемые гражданам субсидии не монетизированы. И на самом деле, их получают не семьи, а предприятия монополисты. К чему это ведет? «Правительство сегодня официально заявляет, что девять миллионов домохозяйств Украины (из 15 миллионов) в результате повышения цен будут получать адресные субсидии, — отмечает заместитель главы парламентского комитета по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алена Бабак, — это означает, что 60% семей не будут иметь средств для текущих ежемесячных затрат, не говоря уже о сбережениях, необходимых для термомодернизации, инвестиций в энергоэффективность».
Президент Межотраслевой ассоциации «Укртеплокоммунэнерго» Арсентий Блащук напоминает, что после первого существенного повышения цен на газ в 2014 году ассоциация предлагала реструктуризовать или заморозить старые долги теплокоммунэнерго. Теперь долги не уменьшаются, потому что деньги, полученные в результате последнего повышения тарифов на газ и, соответственно, на тепло, идут на погашение старых долгов, на которые постоянно насчитываются штрафы и пени. В структуре тарифа на тепло, по словам Блащука, 87% — это газ, 3,5% — электроэнергия, 6% — зарплата с налогами, а на ремонты и на производственную деятельность предприятиям ничего не остается. «Мы работаем исключительно на сокращение убыточности самого большого нашего поставщика-монополиста — НАК «Нафтогаз Украины», — говорит Блащук и добавляет: — Сегодня предприятия теплокоммунэнерго стоят с арестованными счетами, подготовка к зиме (из-за отсутствия средств) не проводится, и нет видения того, как это делать. Люди работают на трех- или четырехдневке, да и при этом им нет возможности выплатить зарплату. Все эти повышения тарифов, о которых говорили, что они резкие, тепловым предприятиям ничего не дали. Совсем. С каждым повышением предприятиям становится все хуже и хуже».
«Только штрафные санкции к предприятиям водо- и теплоснабжения превысили сегодня пять миллиардов гривен, — рассказывает Бабак историю законопроекта о моратории и реструктуризации выплаты долгов этих предприятий, — его должен был подготовить «Нафтогаз», но еще неизвестно, готов ли этот проект, и можно ли с ним ознакомиться. А его идеология была такая: штрафные санкции можно частично покрывать за счет долгов «Нафтогаза» перед «Ощадбанком», которому в этом году предстоит вернуть бюджету больше 30 миллиардов гривен».
«Повышение тарифа на газ проведено с мая, а цены на тепло вырастут только в июле, — отмечает заместитель директора львовского коммунального предприятия «Зализничтеплокоммунэнерго» Ярослава Елфимова, — и сегодня никто не знает, кто будет компенсировать нашему предприятию разницу в 26 миллионов гривен. Если мы за эти два месяца получим такой дополнительный долг, для которого никакое покрытие не предусмотрено, то НАК не выделит нам лимитов на использование газа. А если так, то согласно закону, к цене газа будет применен коэффициент 2 и цены на тепло и горячую воду вырастут для населения, с учетом штрафных санкций, в геометрической прогрессии». Львовянка перечисляет постановления правительства и приказы «Нафтогаза», приведшие к накоплению и росту прежних долгов и называет норматив средств, уплаченных населением, оставлявшихся в последнее время в распоряжении предприятия: февраль — 13,3%, март — 10,6% (с 10 марта — 13,3%), апрель — 19,07, май — 22%. Все остальные средства шли «Нафтогазу».
В Кодексе газотранспортной системы предусмотрено, отмечает Елфимова, что за транспортировку газа нужно оплачивать предварительно. Но как можно это сделать, если потребители платят нам за тепло в месяце, следующем после отчетного. При этом она подчеркивает, что Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) лучше понимает ситуацию, в которой оказались тепловики, чем Минэнергоугля. Именно комиссия, в отличие от всех остальных органов, куда они «пачками пишут письма», пытается что-то сделать.
Бабак с этим не соглашается и, говоря не только об интересах таких предприятий, а и населения, называет решение НКРЭКУ о повышении тарифа на тепло «несбалансированным» в сторону потребителя и его запросов на эффективное управление. Депутат рассказывает, что в парламенте есть предложение о создание временной следственной комиссии по обоснованности затрат предприятий теплокоммунэнерго, которым предстоит доказать, что они работают эффективно, поскольку по таким тарифам люди платить не будут.
Директор департамента энергоэффективности и энергосбережения НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Войтович оспаривает все обвинения и, главным образом, прозвучавший в прессе упрек, что на его счетах зависли и не поступают в теплокоммунэнерго 20 миллиардов гривень субсидий для населения. По его словам, все участники расчетов составляют протокольные решения о проведении расчетов, которыми определяются объемы финансирования. Он признает, что в этих 20 миллиардах есть доля газа, но утверждает, что на самом деле есть сумма субсидий, которые назначались по 30 апреля и она, конечно, намного больше, чем стоимость использованного природного газа. Отсюда и возник миф о 20 миллиардах задержанных субсидий. Он обещает, что проблема «будет частично урегулирована, и эти остатки будут оставлены в объеме субсидий, которые будут покрывать стоимость природного газа». Пусть простит нас читатель, но это, к сожалению, почти единственный тезис в путаных и более чем невнятных объяснениях Войтовича, который можно нормально воспроизвести...
А еще неожиданно прозвучал вопрос к НКРЭКУ: как вы будете устанавливать свободные цены на газ. Отвечала директор департамента регулятора Светлана Черных. «Сейчас просчитывается вариант учета платы за кредит, — сказала она, — чтобы теплокоммунэнерго смогли по предоплате рассчитываться с «Нафтогазом». Итак, нам стоит готовиться к новому взлету цен на тепло?
Выпуск газеты №:
№95, (2016)Section
Экономика