Перейти к основному содержанию

«Домашнее задание (от МВФ) остается огромным»

Если его не выполнить, точка опускания курса становится непрогнозируемой
12 сентября, 18:51
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В понедельник Национальный банк ослабил официальный курс гривни к доллару  на 11 сентября на 7 копеек и установил его на уровне 26,07 гривни за доллар. Да и всю минувшую неделю курс гривни имел явную тенденцию к снижению. Наконец в пятницу Национальный банк понизил официальный курс на 8 сентября на 2 копейки и установил его на уровне ровно 26 гривень за доллар. Естественно, курс продажи национальной валюты в рознице был еще ниже.

УКРАИНА СНОВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

На понижательную тенденцию  пока не повлияло положительное в принципе известие, озвученное заместителем министра финансов Юрием Буцой. На своей странице в Facebook он поставил сообщение одного из менеджеров BNP Paribas в системе Bloomberg о том, что Украина выходит на европейский рынок ценных бумаг и разместит там свои еврооблигации сроком от 10 до 15 лет.

Ранее Украина не размещала 15-летние еврооблигации. Будет ли теперь на них достаточный спрос? Почти одновременно наш Минфин на веб-сайте Ирландской фондовой биржи объявил о готовности выкупить еврооблигации со сроком обращения до 2019 и 2020 годов за счет выпуска новых ценных бумаг. Не расценит ли инвестор этот шаг как технический дефолт?

Отвечая на этот вопрос «Дня», исполнительный директор Международного фонда Блейзера в Украине Олег УСТЕНКО успокоил: по его мнению, таким образом, Украина просто переносит платежи с тяжелых 2018—2019 годов на последующие периоды. Он напоминает, что до конца этого года стране предстоят выплаты по внешнему долгу в размере $1 миллиарда, а в 2018—2019 годах — $10 миллиардов.

Так что очень важно снизить нагрузку на эти два года. И Минфин это делает, предусматривая существенные премии для тех, кто взамен старых облигаций купит новые. Достаточно сказать, что цена выкупа еврооблигаций с погашением в 2019 году установлена на уровне 106% номинала, с погашением в 2020 году — 106,75% номинала. Вместе с основной суммой инвесторам будут выплачены начисленные проценты. Как отмечает Минфин, эта операция является частью его политики по управлению госдолгом и направлена на продление среднего срока погашения внешних обязательств Украины.

ПОЧЕМУ  СЛАБЕЕТ ГРИВНЯ?

Но почему все же снижается курс национальной валюты? Пожалуй, активнее всего на нее давит негативный платежный баланс. Последние данные еще не обнародованы, но в июле он  был сведен хотя и с относительно небольшим, но дефицитом — $285 миллионов. Проседание экспорта вполне оправдано. Откуда ему взяться, если промышленное производство в стране в июле снизилось на 2,6% по сравнению с июлем прошлого года, а за семь месяцев упало на 0,7% к аналогичному периоду 2016 года?

Правда, по итогам семи месяцев был зафиксирован профицит сводного платежного баланса, составивший  $764 миллионов. Так что платежный баланс это, похоже, далеко не все, что влияет на курс. Устенко объясняет поведение украинской валюты еще крайне скудным притоком прямых иностранных инвестиций.

В минувшем году они составили $3 миллиарда, из которых лишь меньше одного попало в реальную экономику. В этом году, по словам эксперта, прогнозируется не больше $2 миллиардов ПИИ. «В целом за семь месяцев года чистый приток прямых иностранных инвестиций в Украину оценен в $1,3 миллиарда, что на $1,1 миллиарда меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года», — сообщала пресс-служба Нацбанка.

К концу текущего года курс гривни может снизиться до 28,5 гривни за доллар, считает Устенко. «Если система координат будет сохраняться такой же, как есть, то мне кажется вполне логичным, что мы увидим к концу года самую низкую из прогнозируемых фондом Блейзера на этот год планку курса — 28,5 гривень. Наш прогноз был 30 гривень плюс-минус 5% в зависимости от развития ситуации.

ПРОСЧЕТ НАЦБАНКА

Но сейчас факторов неизвестности более чем достаточно, включая и сотрудничество с МВФ, и, соответственно, проведение структурных реформ в стране, и закачка прямых иностранных инвестиций. «Домашнее задание все еще остается огромным», — подчеркивает Устенко.

При этом он уверен, что существенное летнее укрепление курса гривни было просчетом НБУ, которому следовало бы более активно выкупать валюту с рынка для пополнения золотовалютных резервов. «Была бы правильной тактика НБУ, насколько это возможно, активно выкупать валюту и создавать себе собственную подушку безопасности, увеличивая золотовалютные резервы страны, а не купить около $300 миллионов на протяжении летнего периода», — говорит он.

По мнению Устенко, ситуация на валютном рынке может измениться после назначения нового главы НБУ. «Произойдут какие-то подвижки в плане того, как НБУ нужно действовать на аукционах, и вообще что-то делать с курсом», — прогнозирует он.

Экономический эксперт Всеволод СТЕПАНЮК отмечает, что всю прошлую осень курс национальной валюты был в районе 27 гривен за доллар. Объясняя это падение курса, он подчеркивает, что Украина уверенно движется в направлении аграрной страны. И около 40% нашего экспорта составляет аграрная продукция. Если аграрии сегодня продают зерно на международных рынках по курсу 25,5 гривни, то они будут нести убытки приблизительно в полторы гривни на каждом долларе. «Этого никто не хочет, что может стать достаточно серьезным стимулом для выравнивания курса хотя бы до уровня прошлой осени», — считает Степанюк.

ПРОГРАММА С МВФ: В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ

На прошлой неделе свой, довольно неожиданный, вклад в валютную политику сделал министр финансов Александр ДАНИЛЮК. На своей странице в Facebook он написал: «Украина не раз начинала программы МВФ. С 1994-го по 2013-й их было пять. И ни одна не была доведена до конца». «Каждый раз получали несколько траншей в начале, и на этом все заканчивалось, поскольку власть не хотела либо не была способна выполнить взятые на себя обязательства», — похоже, намекает Данилюк на нынешнюю ситуацию.

«Когда мы начинали шестую программу МВФ в 2015 году, наша страна была в очень сложной ситуации: война, экономическая нестабильность, высокий уровень инфляции, стремительное падение ВВП, девальвация гривни», — вспоминает министр. Тогда, по его словам, сотрудничество с МВФ было необходимо, как воздух.

«Макроэкономическая ситуация стабилизировалась. В 2016 году возобновился экономический рост», — повторяет официальные нынешние оценки Данилюк. «Я хочу, чтобы наша шестая программа с МВФ была полностью реализована и стала последней, — резюмирует министр, — Украина с ее потенциалом может и должна стать экономически и финансово самодостаточной».  Хотеть, как говорится, не вредно...

Напомним, Украина получила последний транш МВФ в апреле, что сразу же и довольно благоприятно сказалось на курсе национальной валюты. Как отразится процитированное заявление главы украинского Минфина на выводах новых миссий МВФ, которые будут решать, достойна ли Украина дальнейших траншей финансовой поддержки, пока не ясно. Излишняя самонадеянность может и повредить. Если отношения с МВФ  поставят на паузу, то на транш в скором времени рассчитывать не приходится. И тогда точку, до которой опустится курс, мало кто сможет угадать.

P.S. В минувшее воскресенье  делегация Украины во главе с министром финансов Александром Данилюком отбыла на встречи с инвесторами (роад-шоу) относительно выпуска новых еврооблигаций, за счет продажи которых планируется выкупить  еврооблигации с погашением в 2019—2020 годах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать