«Донор» для зарубежья?
Украинские ученые хотят работать на свою странуПередовые страны живут сейчас в так называемом обществе знаний. К ним подтягиваются и все остальные. В результате в мире сейчас идет что-то вроде «холодной войны» знаний. Украина также втянута в нее, но особых побед пока на этом фронте не одержала. Ученые считают, что для прорыва в экономике за счет науки нужно достичь критической массы наукоемкости выпускаемой в стране продукции, обеспечив срабатывание экономической функции науки. Для этого, по их мнению, необходимо обеспечить финансирование науки как минимум на уровне 1,7% от ВВП.
Ни разу за годы независимости затраты на украинскую науку не вышли на этот рубеж, отметил директор Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М.Диброва НАНУ Борис Малицкий, выступая в Киеве на Международной конференции «Общество знаний: новые вызовы науке и ученым».
К сожалению, Украина выступает на мировой арене только в качестве мощного интеллектуального донора. По словам Малицкого, примерно половина научного потенциала страны выполняет зарубежные заказы. Как сделать так, чтобы знания производились в интересах нашей страны? Малицкий считает, что нужны стимулы на протяжении всего инновационного процесса, вплоть до внедрения, и ставит в пример Японию. Когда там было создано авто на электрической тяге, правительство приняло решение пересадить на него всех госслужащих и сделать скидки для покупателей. И производство электромобилей сразу пошло вверх. В Украине, по мнению Малицкого, нужно формировать общество знаний и перестраивать структуру экономики в сторону высоких технологий.
Участников конференции объединяли общие болевые точки на пути развития науки. После распада СССР она выпала из числа государственных приоритетов, что нанесло непоправимый ущерб научному потенциалу Академий наук в странах СНГ. В Национальной академии наук Украины этот потенциал сократился более чем в два раза по сравнению с 1990 годом. Из науки практически ушла молодежь и специалисты среднего возраста — самая продуктивная часть научного сообщества. Сегодня наука безнадежно стареет, признают ученые, а возможностей привлечь молодежь у научных учреждений практически нет.
Неразрешимой остается проблема обеспечения молодых специалистов жильем. Как считает вице-президент НАНУ Виталий Походенко, система льготного молодежного долгосрочного кредитования на покупку жилья неэффективна, она не дает шансов на получение квартиры, учитывая нынешние цены на недвижимость и уровень зарплат в научной среде.
Но низкие зарплаты — это только одна сторона падения престижности труда ученого. Давно уже говорится о необходимости укрепления материально-технической базы науки. По словам Походенко, на имеющемся в научных институтах оборудовании невозможно решать те сложнейшие задачи, которые ставятся перед современной наукой. Лишь в прошлом году — впервые за последние 10 лет — НАНУ получила из госбюджета деньги на модернизацию приборной базы. Отсюда вице-президент делает неутешительный вывод: возможности делать науку на мировом уровне у зарубежного ученого, имеющего самое современное оборудование, и у его украинского коллеги, работающего с прибором 70—80-х годов, несравнимы.
Кстати, в СНГ украинские ученые не являются каким-то исключением. Подобная ситуация и в других странах бывшего СССР. Ученые, представлявшие страны СНГ, были единодушны: ключ к решению проблемы привлечения и закрепления молодежи в науке находится в руках государства. Оно должно наконец перейти от деклараций о приоритетности сферы науки к действенной масштабной ее поддержке.