Перейти к основному содержанию

Дороги, построенные из... отходов

Бизнес предлагает эффективно использовать, а не накапливать промышленный мусор
04 июня, 10:21

Европейская Бизнес Ассоциация уже долгое время выступает за внедрение принципов циркулярной экономики в Украине. Так, одним из важнейших направлений ее развития является превращение отходов в ресурс. А переработка шлаков и золошлаков — современная мировая тенденция экономики замкнутого цикла.

«Обычно, говоря о вторсырье, мы привыкли подразумевать твердые бытовые отходы, такие, как макулатура, стекло, пластик и тому подобное. Вопрос второй жизни отходов промышленности, составляющих  97% ежегодного объема образованных отходов в Украине, почти не раскрыт. И это совершенно не заслуженно, ведь рециклинг промышленных отходов имеет большой потенциал и доказан лучшими международными практиками», — отмечает координатор Комитета экологии и устойчивого развития Ассоциации Ольга Бойко.

Переработка шлаков и золошлаков — современная мировая тенденция экономики замкнутого цикла. Вместе с экономической целесообразностью, такой подход позволит сократить объемы образования новых отвалов для хранения промышленных отходов и уменьшить существующие. Кроме того, уменьшить потребление песка и щебня, а в перспективе — их добычу и производство.

В Европе повторно используют до 90% шлаков и 43% золошлаков от общего годового объема образования, к примеру, в строительстве, асфальтировании дорог и тому подобное. А некоторые страны ЕС, а также Новая Зеландия, Австралия, США и Япония уже перерабатывают более 100% этих отходов, благодаря чему уменьшают остатки, накопленные на отвалах раньше.

В Украине уровень использования металлургических шлаков составляет около 40-50%, а уровень использования золошлаковых материалов не превышает 30%. Хотя эти отходы могут стать качественным и дешевым заменителем исчерпываемого первичного сырья в дорожном строительстве и производстве стройматериалов. Так, по подсчетам Европейской Бизнес Ассоциации, во время дорожного строительства в рамках президентской программы «Большая стройка» в 2020 году, замена 30% щебня шлаковыми материалами позволит сэкономить 420 млн грн бюджетных средств. Так при замене 30% материалов золошлаков экономия бюджетных средств может потенциально превысить отметку 500 млн грн.

 Европе повторно используют до 90% шлаков и 43% золошлаков от общего годового объема образования, к примеру, в строительстве, асфальтировании дорог и тому подобное. А некоторые страны ЕС, а также Новая Зеландия, Австралия, США и Япония уже перерабатывают более 100% этих отходов, благодаря чему уменьшают остатки, накопленные на отвалах ранее

Поэтому, проанализировав ситуацию на рынке промышленных отходов в Украине, Комитет экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации предложил восемь решений для их рационального использования:

1) разработать нормативно-правовую базу о порядке прекращения статуса отхода для металлургических шлаков и золошлаковых материалов;

2) расширить требования экологичности при осуществлении публичных закупок, в частности, в сфере дорожного хозяйства;

3) разработать новые современные стандарты ГСН и ДСТУ с обязательным использованием «восстановленных» промышленных отходов при проектировании и строительстве;

4) разработать и внедрить механизм компенсации затрат на логистику крупнотоннажных «восстановленных» промышленных отходов;

5) разработать механизм применения налоговых льгот или предоставления государственных программ льготного кредитования для предприятий, использующих вторичное сырье и занимающихся его заготовкой;

6) способствовать строительству цементобетонных дорог (особенно на направлениях с большой нагрузкой) с использованием вторичного сырья;

7) разработать и внедрить простой механизм замены в существующих проектах и при новом строительстве, капитальном, среднем и текущем ремонте дорог, природных материалов аналогичными материалами из «восстановленных» промышленных отходов;

8) усилить нормы (рекомендации) относительно предпочтения вторичным материалам в публичных закупках до постепенного введения требования об обязательном их использовании при осуществлении работ и услуг в местностях, находящихся на расстоянии до 200 км от металлургических комбинатов и ТЭС.

«Внедрение принципов циркулярной экономики и использования отходов в качестве вторичного сырья является обязательным условием для обеспечения устойчивого развития. Передовые страны мира поддерживают развитие отраслей переработки отходов, стимулируют использование шлаков в строительстве зданий, мостов, дорог. Украине необходима последовательная государственная политика внедрения практик циркулярной экономики», — подчеркнул Станислав Зинченко, председатель Комитета экологии и устойчивого развития ЕВА, директор GMK Center.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать