«Достигнув чего-то, попробуй помочь другим»
Социальное предпринимательство в Украине развивается, несмотря на отсутствие законодательной базы и постоянного диалога между властью, общественными организациями и бизнесом
«Сложился стереотип, что общественная организация должна быть нищей, ни в коем случае не должна зарабатывать деньги. Но такая организация не только может, но и должна быть бизнесом. Это называется социальным предпринимательством и является набирающим обороты всемирным трендом», — отметил Владимир ДЕНИСОВ, бизнес-тренер из Москвы на Первом симферопольском БарКеме, который состоялся недавно. «День» уже писал об этом явлении в № 181 от 13 октября 2011 года (см. материал «Бизнес со сверхмиссией») и решил поговорить со специалистами в этой сфере об этапах становления социального предпринимательства в нашей стране и препятствиях, возникающих в украинских реалиях.
«Когда речь идет об общественных организациях, многие думают, что их деятельность ограничена темами о детях и бездомных животных. Но общественные организации работают в разных сферах, например, права человека, демократия», — рассказывает представитель Центра регионального развития «Топ-Кая» Александра ЦЕЛИЩЕВА. Кроме того, общественные организации помогают в борьбе с безработицей, в повышении гражданской активности молодежи, организации культурных проектов, акций и многого другого. Сегодня в Европе социальное предпринимательство помогает людям ускорить и облегчить решение перечисленных вопросов. Пока что в Украине официальных понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие», «субъект социального предпринимательства» и «социально ориентированный бизнес» не существует. Как быть тем, кто хочет объединить хорошие дела с их финансовой независимостью, рассказал эксперт по развитию малого бизнеса и социального предпринимательства, руководитель Центра содействия развитию социального предпринимательства Ассоциации общественных организаций «Социально-экономические стратегии и партнерства» Сергей СИНЯКИН.
— Сергей Николаевич, как все-таки быть с законодательным определением того, что называют «социальным предпринимательством»?
— Поскольку единого законодательства на этот счет не существует, различные организации и отдельные специалисты по-разному трактуют данное понятие. Наша организация — Ассоциация общественных организаций «Социально-экономические стратегии и партнерства» — на основании изучения международного опыта и исследования украинской законодательной базы разработала собственную концепцию «Социальное предпринимательство и социальные предприятия в Украине», согласно которой в понятие «социальное предпринимательство» включены два блока.
Первый блок — социальные предприятия общественных организаций. Это коммерческие структуры, которые создаются с участием негосударственных неприбыльных общественных организаций.
По законодательству, неприбыльным общественным организациям предоставлено право самостоятельно создавать или принимать участие в создании хозяйствующих субъектов, прибыль от деятельности которых реинвестируется через уставную деятельность общественных организаций на решение социальных проблем территориальных громад. Наиболее распространенные организационно-правовые формы таких предприятий — предприятия объединения граждан и общества с ограниченной ответственностью.
Второй блок — корпоративная благотворительность, которая является высшей формой проявления социальной ответственности бизнеса. Это — коммерческие структуры (юридические и физические лица — предприниматели), по различным причинам на систематической или несистематической основе часть своего дохода или своей прибыли направляющие на решение социальных проблем в местных территориальных громадах.
— Какова история социального предпринимательства в Украине?
— Первые социальные предприятия (предприятия объединения граждан) на территории Украины были созданы в 30-х годах прошлого столетия — это предприятия общественных организаций инвалидов. Некоторые дожили до наших дней и успешно работают. Если говорить о корпоративной благотворительности, то в истории современной Украины она имеет и свое почетное место, и уже определенные традиции. Многие (если не все) юридические и физические лица на системной или несистемной основе жертвуют собственные средства на проведение различного рода мероприятий, которые способствуют социально-экономическому развитию локальных территорий.
— Достаточны ли механизмы освоения пожертвований и уровень поддержки государством благотворительных инициатив представителей бизнеса?
— По мнению специалистов нашей организации, указанные выше факторы содействия развитию социального предпринимательства находятся на недопустимо низком уровне. И главной причиной такой ситуации, на наш взгляд, является отсутствие конструктивного, профессионального и, что самое главное, постоянного диалога между заинтересованными сторонами (власть — общественные организации — бизнес) на уровне самых высоких дискуссионных площадок.
— Что должна делать социальная организация, чтобы выйти на уровень бизнеса?
— Законодательство Украины предоставляет возможность неприбыльным общественным организациям создавать коммерческие структуры, эта процедура относительно не сложна: необходимо решение общего собрания общественной организации о создании предприятия с указанием будущего директора и главного бухгалтера, а также разработанный устав будущего социального предприятия. После регистрации можно приступать к делу.
Но главным пунктом при создании любого предприятия был и остается кадровый вопрос. Важны и вопросы маркетинга, формирования материально-технической базы, финансового обеспечения. Все это необходимо учесть на начальной стадии формирования социального предприятия, что можно сделать только при разработке качественного бизнес-плана с получением профессиональных консультаций на каждом из этапов формирования бизнеса.
Все перечисленные мероприятия сопряжены с серьезными трудностями, предполагающими наличие определенной ресурсной базы. Поэтому общественная организация должна иметь достаточный уровень развития (успешная история, опыт, люди, материально-техническая база), прежде чем приниматься за такое непростое дело, как создание и развитие социального предприятия.
Что касается вопросов, связанных с корпоративной благотворительностью, то в данном случае на первое место выступает такая тонкая сфера, как мотивация бизнеса принимать участие в социальном предпринимательстве. В плоскости мотивации находятся все плюсы и минусы, возникающие в межсекторальном треугольнике: бизнес (благотворительность и ее мотивы) — общественность и общественные институты (получатели благотворительной поддержки, услуги) — государство (как гарант справедливых условий существования благотворительных инициатив).
— Как преодолеть эти трудности: к кому обращаться за советом, консультацией? Какие специальные знания необходимы?
— В 2010 году в Украине произошло, на наш взгляд, знаковое событие: начала действовать программа «Содействие социальному предпринимательству в Украине», которая является совместной инициативой Британского Совета в Украине, Международного фонда «Возрождение», Фонда Восточная Европа, компании PricewaterhouseCoopers, Эрсте Банка и Украинского фонда поддержки предпринимательства. Программа начала свою деятельность в Донецкой и Львовской областях, а также на территории Автономной Республики Крым. Сейчас ее деятельность распространена на другие регионы Украины.
В рамках программы уже созданы и дополнительно создаются ресурсные Центры содействия развитию социального предпринимательства. Целью данных центров как раз и является всесторонняя (консультационная, организационная, мотивационная и, по возможности, финансовая) поддержка будущих и действующих субъектов социального предпринимательства. Милости простим в наши Центры, где вы получите интересующую вас помощь.
— В каких видах организаций нуждается Украина? Какие идеи лучше всего работают сегодня?
— В настоящее время Украине необходимо всесторонне поддерживать развитие третьего сектора экономики: создание и развитие общественных организаций, деятельность которых направлена на развитие территориальных громад, а также стимулировать развитие общественных инициатив, содействующих эффективному развитию гражданского общества. В этой работе социальное предпринимательство —всего лишь один из действенных инструментов, обеспечивающих решение глобальных задач по демократизации нашего общества.
Если же говорить о бизнес-идеях, лучше всего работающих сегодня, то однозначного ответа не существует. Все зависит от внутренних и внешних условий, в которых будет работать социальный бизнес на общем рынке товаров и услуг. Главное, чтобы бизнес был достаточно рентабельным для выполнения поставленной перед ним социальной задачи.
— Может ли социальное предпринимательство повлиять на традиционную экономику страны?
— Этот вопрос настолько сложный и требующий пространных рассуждений, социально-экономических экспертных исследований и конкретных аналитических выводов, что краткий ответ на него может отрицательно повлиять на продвижение самой тематики «социальное предпринимательство». Я, пожалуй, воздержусь от однозначного ответа. Скажу только, что я с оптимизмом смотрю в будущее, хотя бы потому, что партнерство, созданное в рамках программы «Содействие социальному предпринимательству в Украине», ставит своей целью законодательное урегулирование тематики «социальное предпринимательство». А это предполагает комплексный системный подход к обоснованию необходимости достойного существования в нашей стране такого замечательного явления, как социальное предпринимательство.
— Каким образом работает система налогообложения относительно подобных организаций?
— В настоящее время для социальных предприятий не существует никаких законодательных льгот. Исключением являются предприятия, на которых работает более 50 % инвалидов. Для таких предприятий предоставлена нулевая ставка по налогам на прибыль и добавленную стоимость. Причем решение по предоставлению льгот принимает Всеукраинская организация инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины» (ВОИСОИУ) — и только для предприятий общественных организаций инвалидов — членов ВОИСОИУ.
Для бизнеса, который участвует в корпоративной благотворительности, предусмотрена несовершенная, на наш взгляд, норма предоставления льгот, согласно которой часть расходов на оказание благотворительной помощи может быть отнесена на валовые расходы благотворителя и не включается в базу налогообложения.
КОММЕНТАРИИ
Остап ОНИШКО, менеджер проекта социальной пекарни «Горіховий дім», Львов:
— В Украине достаточно много небольших проектов, которые можно назвать социальным предпринимательством. Инициативы идут от общественных организаций, которые хотят обеспечивать себя и не зависеть от городского или государственного финансирования. Особенность социального предпринимательства в том, что к нему привлекаются те, кто нуждается, кому надо заработать немного денег для того, чтобы обеспечить минимальные потребности. В нашей пекарне работают женщины, которые находятся в кризисной ситуации, они моют посуду, убирают. Работа помогает им вернуться в общество. Думаю, социальное предпринимательство должно нести такую идею: достигнув чего-то, попробуй помочь другим.
Илья ЧИЖИКОВ, Центр молодежных инициатив, Армянск:
— Социальное предпринимательство очень актуально, но, к сожалению, в Украине плохо развито. Многие общественники не занимаются предпринимательством, потому что им не хватает обучения, навыков, а спонтанно написать бизнес-план не выйдет. Центр молодежных инициатив планирует проведение в нашем городе конкурса бизнес-планов, это поможет провести анализ, который в свою очередь поможет понять, какие знания нужны представителям общественных организаций и какие проекты нужно создавать.
Владимир ДЕНИСОВ, бизнес-тренер, Москва:
— Некоммерческие организации (НКО) это тот же бизнес, только у стандартного бизнеса основная цель — прибыль, а у НКО — определенная миссия. Ради этих идеалов имеет смысл зарабатывать деньги. Сейчас происходит поэтапный переход к управлению некоммерческими организациями как бизнесом. Как только некоммерческая организация начинает управляться по законам бизнеса, она начинает себя чувствовать хорошо, уверенно, спокойно. НКО должно зарабатывать, управляться как бизнесом, просто нельзя забывать о той ценности, которую вы перед собой ставите.
Выпуск газеты №:
№234, (2012)Section
Экономика