«Ее надо делать!»
Хотя поздний старт не позволит получить в этом году 17 миллиардов гривен, — эксперт
Ровно через неделю, 15 августа, в Украине начнется очередной тур приватизации государственного имущества. Соответствующее объявление сделано Фондом госимущества 24 июля. На продажу выставлены блокирующие пакеты акций энергоснабжающих (облэнерго) и энергогенерирующих компаний. Аукционы будут проводиться по принципу повышения цены. Первой пойдет ПАО «Одесаобленерго» (стартовая цена 25% акций — 631,3 миллиона гривен). На следующий день, 16 августа, будет решаться судьба «Донецькобленерго» (стартовая цена — 143,8 миллиона гривен), «Донбасенерго» (669,2 миллиона), «Сумиобленерго» (370,2 миллиона гривен). 17 августа можно будет купить 25% акций «ДТЕК Дніпрообленерго» (728,2 миллиона гривен). 18 августа пройдут два аукциона: по «ДТЭК Західенерго» (347,6 миллиона) и ПАО «Київенерго» (759,6 миллиона гривен).
Заместитель главы Фонда госимущества Украины Юрий НИКИТИН уверен, что одно лишь объявление о реализации этих пакетов акций вызвало значительный интерес со стороны портфельных инвесторов. «Конечно, интерес инвесторов подогревает еще и долгожданный RAB-тариф, который даст им понимание, каким образом и в какие сроки они смогут вернуть свои инвестиции. По нашей информации, НКРЭКУ до конца августа может утвердить всю необходимую нормативную базу для начала введения этого тарифа», — сообщил Никитин. Напомним, что долгосрочное стимулирующее тарифообразование, или RAB-регулирование, широко применяется в энергетике европейских стран. Его основной целью является привлечение инвестиций в развитие и модернизацию электрических сетей.
Между тем правительство Украины поддерживает внедрение RAB-регулирования с целью энергомодернизации облэнерго, но не в таком виде, как предлагает НКРЭКУ. Ранее пресс-служба Кабмина сообщила, что правительство не проводило консультации с НКРЭКУ по данному вопросу. «Кабинет Министров настаивает, чтобы нормативная база, наработанная регулятором для установления RAB-тарифов, была обсуждена с чиновниками и общественностью», — указывается в сообщении. В правительстве считают, что НКРЭКУ вправе самостоятельно осуществлять государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, однако все нововведения должны предварительно обсуждаться с чиновниками, общественностью и участниками рынка.
«Правительство разделяет мнение о необходимости энергомодернизации облэнерго и привлечения инвестиций в развитие электрических сетей. Но это ни в коем случае не должно делаться за счет украинцев в виде увеличенных тарифов на электроэнергию. Нормативную базу, наработанную НКРЭКУ для внедрения стимулирующего тарифообразования, следует тщательно изучить и при необходимости доработать», — заявили в правительстве. Однако председатель комиссии Дмитрий ВОВК убежден, что переход на стимулирующее регулирование позволит энергокомпаниям привлекать инвестиции, повысить энергоэффективность, надежность и качество услуг, а в долгосрочной перспективе — снизить тарифы. Пока же НКРЭКУ намерена заложить в так называемое RAB-регулирование доходность инвестиций в новые активы облэнерго на уровне 12,5% годовых и такую же доходность имеющихся активов.
По мнению экс-члена НКРЭКУ, эксперта по энергетике Андрея ГЕРУСА, это даст возможность владельцам облэнерго ежегодно получать около 30 миллиардов гривен, поскольку «такой RAB увеличит тариф облэнерго в три раза». Он также отмечает, что «старая база» активов облэнерго была оценена по новой методике и поэтому стоимость этих активов возросла вдвое. При этом эксперт считает ставку 12,5% на новые активы недостаточной, поскольку она, по его мнению, не будет побуждать облэнерго инвестировать в развитие сетей (ведь сейчас банки предлагают около 15% годовых на вклады).
Член парламентского комитета по ТЭК Лев ПИДЛЕСЕЦКИЙ обращает внимание на разницу оценки Фондом государственного имущества стоимости облэнерго для продаж акций и для перехода на стимулирующее тарифообразование. «Остатки» облэнерго реально нужно продавать, -пишет он на своей странице в «Фейсбуке», — Только есть один нюанс — оценка и стоимость продажи. НКРЭКУ сделала оценку облэнерго с целью внедрения так называемого RAB-регулирования (возврат вложений собственникам). Там «Дніпрообленерго» оценено примерно в 12 миллиардов гривен! А здесь (в рамках приватизации пакета акций этой компании. — ИФ) хотят продать где-то за 750 миллионов гривен. Где же правда?»
Не питает особого оптимизма в отношении успеха приватизации энергетических активов управляющий директор инвестиционной группы «Универ» Алексей СУХОРУКОВ. «Вряд ли за выставленные на продажу объекты будут бороться иностранные инвесторы, не аффилированные с текущими мажоритарными акционерами», — предполагает он. «Три недели до аукциона — слишком короткий срок для иностранцев, чтобы принять решение, завести в Украине деньги и конвертировать их в национальную валюту. Аукционы будут проводиться по старой процедуре, на протяжении многих лет «отшлифованной» и оптимизированной под украинского покупателя», — объяснил он. Сухоруков считает наиболее вероятными претендентами на продажу пакеты акций компаний, которые уже состоят в холдинге ДТЭК.
Руководитель аналитического отдела инвесткомпании «Конкорд Капитал» Александр ПАРАЩИЙ уточнил, что пять выставленных на аукцион компаний полностью контролируются ДТЭК. Но, по его мнению, интерес холдинга к выкупу дополнительных акций предсказать сложно. «С одной стороны, стартовые цены на все подконтрольные ДТЭК компании выглядят довольно низкими. С другой — эти миноритарные пакеты ДТЭКу не нужны, так как они ничего для него не меняют», — констатирует эксперт. При этом он не исключил интереса сторонних покупателей к пакетам акций «ДТЕК Дніпрообленерго», «Київенерго» и «Сумиобленерго», поскольку их стоимость может вырасти в результате ожидаемого внедрения стимулирующего RAB-регулирования.
Александр РЯБЧЕНКО: Я стараюсь не акцентировать внимания даже на каких-то возможных недостатках, недоработках. Думаю, было бы правильно продать несколько объектов миллионов за 200. И тогда инвестор увидит, что страна действительно серьезно занимается приватизацией, тем более, что сейчас нас в этом поощряет МВФ, который с 2000-х годов не ставил такого условия. А потом можно выставить и такой объект, как ОПЗ. Тогда вероятность успеха будет выше. Но, в любом случае, приватизация нам необходима, ее надо делать! Хотя заложенные в бюджет 17 миллиардов гривен в этом году не будет получено. Для этого нужно было своевременно стартовать. Сейчас нам остается готовить базу, чтобы получить такую сумму в следующем году
По мнению Паращия, пакеты акций «ДТЕК Західенерго» и «ДТЕК Дніпроенерго» вряд ли имеют какую-либо ценность для кого-либо, кроме ДТЭК, поскольку их электростанции прямо подчиняются энергогенерирующему подразделению холдинга. А «Донецькобленерго» и «Донбасенерго», как считает Паращий, сложно назвать привлекательными активами, исходя из их расположения. Эксперт называет наиболее вероятным кандидатом на успешную приватизацию «Одесаобленерго».
«Время для масштабной приватизации, с точки зрения цены, не самое удачное, — прогнозирует управляющий партнер инвесткомпании «Капитал Таймс» Эрик НАЙМАН, — украинские активы только сейчас прекратили дешеветь». Он подчеркивает, что приватизация является одним из требований МВФ. «С точки зрения повышения инвестиционной привлекательности страны, наполнения госбюджета для проведения реформ и повышения эффективности экономики за счет сокращения доли государственного участия — для всего этого массовую приватизацию никогда не поздно начать», — отстаивает он свою мысль.
«Выставленные на приватизацию энергокомпании будут частично проданы. Не буду говорить об этом конкретно — у меня есть правило: ни в коем случае не критиковать Фонд госимущества, — сказал в комментарии «Дню» экс-глава этого ведомства Александр РЯБЧЕНКО, — когда он пытается что-то сделать. Могу утверждать, что стопроцентно будет куплен «ДТЕК Західенерго». Станет ли счастливым покупателе ДТЭК — конкуренция покажет. Во всяком случае, он будет очень стараться. Ведь у этого объекта очень выгодное стратегическое положения, да и цена не очень высокая. А иностранные инвесторы всегда принюхиваются, осторожничают».
«Они даже Одесский припортовой завод не бросятся покупать, — не без сожаления говорит Рябченко. — Ходят вокруг да около. Как взять документацию для ознакомления, так их много. А как подавать заявление на конкурс и вносить залог — так ни одного. Так что я стараюсь не акцентировать внимания даже на каких-то возможных недостатках, недоработках. Думаю, было бы правильно продать несколько объектов миллионов за 200. И тогда инвестор увидит, что страна действительно серьезно занимается приватизацией, тем более, что сейчас нас в этом поощряет МВФ, который с 2000-х годов не ставил такого условия. А потом можно выставить и такой объект, как ОПЗ. Тогда вероятность успеха будет выше. Но, в любом случае, приватизация нам необходима, ее надо делать! Хотя заложенные в бюджет 17 миллиардов гривен в этом году не будет получено. Для этого нужно было своевременно стартовать. Сейчас нам остается готовить базу, чтобы получить такую сумму в следующем году».
Выпуск газеты №:
№139, (2017)Section
Экономика