Эффект «законно выведенного капитала»
За пять лет может быть создано дополнительное ВВП на $60 миллиардов — аналитикНалоговая реформа — удел настойчивых и не останавливающихся на полпути активистов — вступила сегодня в новую фазу. Бизнес с калькуляторами в руках обсуждает идею отказа от налога на прибыль и перехода к налогу на выведенный капитал. Он надеется, что вскоре, благодаря этому будет решена так называемая проблема дискреции, когда чиновник налоговой трактует закон выборочно и по своему разумению, недосчитывая налог одним, увеличивая другим и собирая в свой карман коррупционную ренту. И не будет потребности, избегая налоговых проверок, переводить сотрудников предприятий в физические лица — предприниматели.
Сертифицированный аудитор, вице-президент УСПП Юлия Дроговоз отмечает, что этот закон «должен стать первым шагом на пути совершенствования всей системы налогообложения, постепенно изменяя и налогообложение фонда оплаты труда, доходов физических лиц через выравнивание ставок прямых налогов». Ресторатор, собственник нескольких ресторанных сетей Геннадий Медведев уверен, что «для большинства предпринимателей введение этого закона будет гарантией для их бизнеса, и гарантией возможности развития, особенно когда это касается потребности в выведении средств и их инвестировании в дело». Генеральный директор медицинской компании Алексей Шершнев считает: «Если бы налог на выведенный капитал был введен, то высокотехнологическим компаниям открылись бы реальные возможности в привлечении серьезных иностранных инвестиций».
Откуда такая уверенность?
Говорит один из авторов соответствующего законопроекта, сертифицированный аудитор, глава налоговых комитетов общественных советов Минфина и Государственной фискальной службы Татьяна Шевцова: «Сегодня бизнес страдает от многих проблем налогообложения прибыли, и они находятся в плоскости недоразумений с налоговыми органами относительно расчета финансового результата. Ситуация так сложилась исторически: за десятилетия жизни в парадигме законов о валовых затратах не удалось воспитать налоговика, который бы понимал правила бухгалтерского учета и формирования финансового результата. И это создает множество проблем при проверках бизнеса».
В то же время, по словам Шевцовой, 85% налога на прибыль приходятся на долю лишь 1080 предприятий из 264 тысяч, зарегистрированных плательщиков этого налога, то есть 0,4%. Кроме того, зарегистрировано триллион и 80 миллиардов гривень накопленных убытков по результатам декларирования 2015 года и триллион 140 миллиардов — за 2016 год. «Именно плательщики, декларирующие такие убытки, 75% своих доходов перечисляют в виде роялти и т.п. в пользу нерезидентов и по ставке 2,6%. Это означает, что государство, с одной стороны, получает лишь от тысячи плательщиков налога на прибыль 85% всего этого налога в стране, а с другой стороны, восемь тысяч предприятий, декларирующих убытки, имеют привилегии — они платят налог по самым низким ставкам, выводя деньги на те же оффшоры». «Так что добиваясь ликвидации налога на прибыль, мы идем по правильному пути», — убеждена Шевцова.
Еще один соавтор законопроекта, юрист международной компании, эксперт в области налогообложения Алексей Шемяткин отмечает, что главное в предлагаемой системе налогообложения — это освобождение от нее инвестированных в производство средств. По его мнению, в дальнейшем это положительно скажется на конкурентоспособности Украины в плане привлечения инвестиционных проектов.
«Сегодня налог на прибыль не является бюджетообразующим, — констатирует директор экономических программ аналитического центра «Украинский институт будущего» Анатолий Амелин, — незадекларированная прибыль компаний — это примерно 12% ВВП. При этом налог на добавленную стоимость дает около 40% бюджетных поступлений и является бюджетообразующим». В сегодняшней модели налогообложения есть различные ставки, продолжает эксперт. Можно менять базу налогообложения и использовать это для оптимизации налогов. А предлагаемый налог унифицирует ставки. И мы, таким образом, убираем возможность оптимизации путем изменения базы налогообложения.
Один из ключевых эффектов замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал — это эффект детенизации, отмечает Амелин, поскольку схемы вывода налогов в тень становятся ненужными. «Зачем оптимизировать налог на прибыль, если его теперь не будет? — спрашивает аналитик, — Не будут нужны и «конверты», с которыми безуспешно борется налоговая, хотя она прекрасно знает каждый из них поименно и пофамильно».
«Мы провели неформальный опрос бизнеса, — рассказывает Амелин, — и спросили, как вы будете распределять выведенную прибыль? Есть крайние позиции: 100% — на дивиденды, а вторая: 100% на личное потребление. Но в жизни, как показал опрос, ситуация будет другой: 30% будет выплачено на дивиденды, ведь собственники бизнесов хотят иметь финансовую гарантию для своих средств и ресурсы для частного потребления. 40% пойдет на инвестиции. Причем это достаточно консервативная оценка. 15% внесут в банки на депозиты. Это, по сути, страховая сумма, которая станет гарантией безопасности бизнеса. Еще 15% пойдет на скрытое личное потребление бизнеса. Например, собственник может покупать автомобиль или недвижимость не на себя, а на компанию, а свои туристические поездки оплачивать как командировки. Так делается во многих странах, и с этим нет никаких проблем».
Еще одним ключевым преимуществом налога на выведенный капитал, по мнению Амелина, является пополнение оборотных средств компании и, главное, инвестиции, которые будут производиться за счет средств, остающихся у компании и плюс 15%, которые были положены на депозит — из них 80% пойдет в экономику через кредитование. Это тоже дополнительный инвестиционный ресурс.
«В ближайшие пять лет экономика получит около $35 миллиардов только внутреннего инвестресурса, а это примерно 5,5% ВВП ежегодно и до $8 миллиардов в год к 2022 году, если экономика будет развиваться. А она будет развиваться, — уверен Амелин. — По оценкам нашего института, чтобы ускоренно модернизироваться, экономике нужно ежегодно, как минимум, $20 миллиардов. Соответственно, налог на выведенный капитал — это хороший ресурс для внутренних инвестиций, которые примерно 30% от наших потребностей дают уже сейчас. Причем этот эффект бизнес сможет ощутить уже с первого года работы по закону о налоге на выведенный капитал. И в этом в первую очередь заинтересовано и правительство, потому что все хотят быстрых побед, чтобы повысить политический рейтинг».
«За пять лет, по нашим оценкам, — отмечает аналитик, — может быть создано дополнительное ВВП на $60 миллиардов, сегодня ВВП — $93 миллиарда. Так что переход к налогу на добавленную стоимость — это одна из тех реформ, которые создают ощутимый вклад в экономику без привязки к внешним инвестиционным ресурсам», — отмечает Амелин. По его словам, эффект от инвестиций приведет к росту экономики до 6% в год в перспективе 5 лет. Дополнительный прирост реального ВВП с учетом инфляции составит 1 —1,7% в год.
Конечными бенефициарами этой реформы будут граждане Украины, делает неожиданный вывод Амелин, но подкрепляет его серьезным доводом: вследствии модернизации можно спрогнозировать существенный рост спроса на труд, а инвестиции будут стимулировать рост заработной платы. Средняя номинальная зарплата после этой реформы будет в среднем на 9% выше, чем она была бы без нее.
«Налоги должны бать простые и минимальные, — выражает свое мнение глава объединения работодателей «Укрлегпром» Александр Соколовский, — только в таком случае их будут платить. Причем платить добровольно. Когда уклонение от налогов становится конкурентным преимуществом и дополнительным бизнесом — это проблема. Бизнес тратит приблизительно 355 часов в год на налоги. На налоги на прибыль из них идет 16%. А при налоговых проверках 70% времени тратится на налог на прибыль. Так что любые упрощения приведут к уменьшению расходов бизнеса, потому что слишком уж большое количество людей занято у нас в бухгалтериях, юридических отделах и службах безопасности, которые «отбиваются» от этих проверок».
Выпуск газеты №:
№124, (2017)Section
Экономика