Эконалог: куда ушли 3.9 миллиарда гривен?
Бизнес: Украине критически необходим механизм администрирования экологических сборовБизнес-ассоциации вновь поднимают вопрос изменения механизма сбора и использования эконалога. Мол, сейчас государство использует средства не по назначению.
Так, ставки экологического налога выросли почти в 25 раз за последний год. Однако средства, которые должны, в частности, использоваться на реализацию мероприятий по ликвидации и уменьшению влияния на окружающую среду, идут на виды деятельности, которые не совсем соответствуют компенсационной функции эконалога, к примеру на высадку деревьев.
По состоянию на сегодня в Верховной Раде зарегистрировано 5 законопроектов о внесении изменений в механизм сбора и использования эконалога — №2367, №2367-1, №2367-2, №2465 и №2465-1.
По мнению бизнеса, каждый из этих документов имеет свои отдельные рациональные предложения, но ни один из них не может быть принят в качестве основы для реформирования экологического налогообложения. Поэтому стоит уже работать не над количеством, а над качеством законодательных инициатив — чтобы разработать действительно действенную систему и все же обеспечить рациональное использование средств, которые платит бизнес в бюджет через эконалог.
Поэтому в ЕБА предлагают консолидировать предложения из всех 5 законопроектов в одном согласованном проекте Закона.
Так, по мнению бизнеса, важно предусмотреть 5 ключевых факторов, речь идет о:
1. обеспечении целевого использования поступлений от эконалога как финансового инструмента поддержки (со стороны государства) и стимулирования до модернизации предприятий и природоохранных мероприятий;
2. увеличении доли зачисления средств эконалога в местные бюджеты в пропорции 70% — местные бюджеты, 30% — госбюджет и исключительно через специальные фонды;
3. возможности бизнеса использовать до 70% эконалога на инвестиции в природоохранные проекты в регионах присутствия, через механизм уменьшения начисленной по результатам отчетного периода суммы эконалога на сумму произведенных расходов и капитальных инвестиций, направленных на охрану окружающей среды и предотвращение, сокращение или ликвидацию загрязнения соответствующими источниками загрязнения;
4. актуализации перечня природоохранных мероприятий, предусмотренных постановлением Кабмина, за счет таких европейских практик, как управление энергетическими ресурсами, внедрение тепло— и энергосберегающих технологий, строительство и ремонт дорог с использованием отходов промышленности и т.д.;
5. введении временного моратория на повышение ставки эконалога до конца 2021 и принятии дальнейших решений о повышении на основе долгосрочного прогнозирования экономических, социальных и экологических последствий.
Бизнес призывает народных депутатов учесть эти предложения, чтобы запустить качественную систему налогообложения и чтобы 3,9 млрд грн экологических налогов, уплаченные бизнесом в прошлом году, получили целевое использование.
Выпуск газеты №:
№94-95, (2020)Section
Экономика